Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


воспитание

Урок как событие воспитания

Сегодня гуманитарное пространство урока следует рассматривать как условие становления субъектной позиции учащегося. В статье анализируются специфические затруднения учащихся, субъектная позиция которых характеризуется различной степенью сформированности, описываются соответствующие методы их педагогической поддержки на протяжении четырех фаз становления дидактической среды урока.

Взаимодействие как категория современной психологии

В статье представлен исторический обзор развития категории взаимодействия в общеметодологическом плане и психологии. Анализируется логика оформления понятия «взаимодействие человека и среды». Раскрываются содержание и специфика современных направлений исследований в данном проблемном поле. 

Возврат без гарантии: воспитание и ретроинновации

Актуальность исследования: в условиях социокультурной трансформации современного общества наблюдается рост интереса к традиционным воспитательным практикам, что стимулирует появление феномена ретроинноваций. Цель: рассмотреть понятие и феномен ретроинноваций, показав ограничения и риски их использования в современном воспитательном процессе. Результаты: раскрыта сущность данного явления, теоретико-методологические основания его введения в категориальное поле теории воспитания и его практику, показаны риски, возникающие при его внедрении.

Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе

Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. При разработке программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок существует риск снижения уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения.

Обзор проблемного поля IV Всероссийской (c международным участием) научно-практической конференции «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей»

Актуальность исследования определяется постановкой проблематики ценностных оснований интеграции субъектов образовательного процесса, выступающей генеральной идеей IV Всероссийской (c международным участием) научно-практической конференции «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей» (23 ноября 2023, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.  Н. Ульянова).

Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе

Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. Разработка программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок рискует снижением уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения.

Феномен родительского стресса: обзор зарубежных концепций

Актуальность проблемы родительского стресса обусловлена возрастающим интересом к данной теме в России, тогда как в зарубежной психологии данный феномен разрабатывается уже несколько десятилетий. Анализ зарубежных теоретических конструктов родительского стресса позволяет оценить общее понимание данного феномена, увидеть сходство и различие теорий, представленных иностранными авторами, а также возможность комплексно подойти к исследованию данного феномена в нашей стране. Цель: анализ основных зарубежных теорий и подходов к феномену родительского стресса. Результаты.

Преемственность традиций воспитания в духовных учебных заведениях

Актуальность исследования определяется востребованностью традиций православной педагогики, которая даже в период официального запрета религии и церкви в советском государстве не только являлась хранителем нравственности и духовности, но и оказывала влияние на подходы к организации воспитательной работы в общеобразовательной школе. Цель: выявить преемственность традиций воспитательной работы в духовных учебных заведениях.

Феномен родительского стресса: обзор зарубежных концепций

В данной статье рассматривается феномен родительского стресса. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней представлены сразу все основные теоретические модели зарубежных авторов, позволяющие комплексно подойти к исследованию данного феномена. Теоретические концепты представлены в виде моделей, что помогает наглядно проследить схожесть и различие позиций авторов. Цель: обзор основных зарубежных концептов, связанных с понятием родительского стресса.

Форум «Гуманизация образовательного пространства» как площадка обсуждения проблемы актуализации для молодого педагога и студентов педагогических специальностей значимости их воспитывающей функции

Представлена информация о предстоящем Международном Форуме «Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы», который состоится 1–2 марта 2022 г. на базе ФГБОУ ВО «Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского». Цель: актуализировать и обсудить ряд вопросов, связанных с выявлением способов актуализации для молодого педагога и студентов педагогических специальностей значимости их воспитывающей функции.

Страницы