Для цитирования:
Демакова И. Д. Метод экспертной оценки в исследовании проблемы формирования позитивного отношения к жизни в семье с особым ребенком // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1. С. 73-78. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-73-78
Метод экспертной оценки в исследовании проблемы формирования позитивного отношения к жизни в семье с особым ребенком
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы организации воспитания и образования особого ребенка, что несомненно является важным фактором развития института образования в России. Цель исследования – найти результативные методы изучения проблем формирования позитивного отношения к жизни в семье с особым ребенком. Идея нашего исследования заключалась в том, чтобы показать родителям значимость проблемы формирования в семье с особым ребенком позитивного отношения к жизни, помощи своим детям жить счастливой полноценной жизнью. Подробно раскрыто исследование процесса воспитания позитивного отношения к жизни у особых детей через гуманное воспитание со стороны родителей, педагогов, взрослых. В ходе исследования использовались разные эмпирические методы: наблюдение, беседа, изучение документации и архивных материалов, анализ передового опыта, педагогического мастерства, педагогических инноваций, находок и открытий, текстов, фото- и видеоматериалов, кейсметода (case stady). При выборе методов для нас было важно, чтобы в основе эмпирического исследования лежали не литературные данные, не научные понятия, а реальные достоверные факты. Основным методом исследования стала экспертная оценка. Полученные материалы представлены в виде 4 блоков вопросов – ответов: «Считаете ли вы актуальной проблему формирования в семье с особым ребенком позитивного отношения к жизни?»; «Считаете ли вы, что позитивное отношение особого ребенка к жизни может быть сформировано в рамках семьи?»; «Считаете ли вы, что в современных условиях воспитание позитивного отношения ребенка к жизни воспринимается родителями как актуальная задача?»; «Кто, по вашему мнению, может стать партнером семьи в деле воспитания позитивного отношения особого ребенка к жизни?».
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С. В. Алехина. М. : Буки Веди, 2013. 334 с.
- Ремезова Л. А. Теория и практика инклюзивного дошкольного образования: актуальное состояние и тенденции развития // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 1. С. 53–61. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070106
- Волосникова Л. М., Федина Л. В., Кукуев Е. А., Патрушева И. В., Огороднова О. В. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 26–43. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110303
- Борисова Е. Ю. Возможности социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. С. 81–91. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240407
- Осьмук Л. А., Серебрянникова О. А. Концепция инклюзивного лифта в отечественном образовании // Развитие инклюзии в высшем образовании : сетевой подход / ред. А. А. Марголис, С. В. Алехина, С. В. Панюкова. М. : МГППУ, 2018. С. 22–29.
- Cook B. G., Cook L. An Examination of Highly-Cited Research on Inclusion // On Educational Inclusion: Meanings, History, Issues, and International Perspectives / ed. J. M. Kauffman. Routledge : Jaylor and Francis Group, 2020. P. 130–159.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании / под. ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 124 с.
- Гусева Т. Н. Главная цель – помочь ребенку найти место в жизни // Аутизм и нарушения развития. 2010. Т. 8, № 1. С. 1–10.
- Вавилова И. Н. Когнитивно-нравственное развитие дошкольника // Вестник Социально-педагогического института. 2013. № 1 (6). С. 10–12 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20156951_25924355.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
- Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186–193. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/438/25
- Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. М. : Педагогическое общество России, 2018. 176 с.
- Алехина С. В., Мельник Ю. В., Самсонова Е. В., Шеманов А. Ю. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 62–78. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090203
- Бычковская Е. М. Позитивное восприятие родителями детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальное содействие : опыт без границ / отв. ред. П. Б. Торопов. Калининград : Изд-во ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям», 2012. № 3. С. 50–55.
- Александрова Н. С., Хмелькова Е. В. Формирование представлений о нравственных ценностях у детей 6–7 лет в процессе исследовательской деятельности // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 2. С. 27–31 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29922499_40107705.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
- Демакова И. Д. Концепция воспитательной деятельности современного педагога с опорой на идеиЯ. Корчака [Электронный ресурс] // Социальная педагогика. 2018. № 2-3. С. 11–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vospitatelnoy-deyatelnost... (дата обращения: 30.04.2020).
- Hornby G. Inclusive special education : development of a new theory for the education of children with special educational needs and disabilities // British Journal of Special Education. 2015. Vol. 42, № 3. P. 234–256. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8578.12101