Образец для цитирования:

Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 360-366. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
37.015
Язык публикации: 
русский

Воспитание в цифровую эпоху

Аннотация: 

Контекст обсуждения происходящих в образовании изменений связан с осмыслением влияния цифровизации на развитие и социализацию подрастающего поколения, которые тесно связаны с воспитательными практиками. Исследователи фиксируют разрыв между традиционными методами и моделями работы педагогов и их слабой воспроизводимостью в условиях расширяющегося цифрового формата реализации воспитательных программ. Цель: анализ особенностей реализации задач воспитания в условиях цифровизации, определение ведущих направлений изменения воспитательной практики. Методологию исследования составляют положения теории социального воспитания в контексте социализации (А. В. Мудрик), теории воспитательных систем (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), сетевого подхода. Показано, что в современном постиндустриальном, цифровом обществе средой воспитания может стать виртуальный социум, появляются новые субъекты воспитательной активности (digital-технологии, субкультурные сообщества, сетевые группы, добровольные помощники, волонтеры, родители и т. д.). Это потребует изменения профессионального языка, профессиональных функций в деятельности педагога. Важной составляющей содержания воспитания должна оставаться установка на формирование опыта продуктивного поведения человека в решении собственных проблем. Для этого жизнедеятельность образовательной организации должна наполняться разнообразными социальными практиками взаимодействия, совместной продуктивной деятельности, развития форм само- и со-управления, разнообразной внеурочной деятельности. Актуализируется поиск форм воспитательной работы, актуальных в связи с запросами современного подростка. В ситуации глобализации мира актуализируется вопрос о глобальных, вечных ценностях и их сочетании с ценностями digital-культуры – культуры виртуального дополненного мира. Отмечено, что в условиях цифрового мира границы локации воспитания территориально, организационно, содержательно постоянно меняются. Как следствие, актуализируется задача создания, развития и удержания воспитывающей среды на уровне не только содержательного, но и организационного пространства, в том числе виртуального.

Библиографический список
  1. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективыцифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
  2. Communication and Learning in an Age of Digital Transformation / ed. by D. Kergel, B. Heidkamp-Kergel, R. C. Arnett, S. Mancino. London : Routledge, 2020. 248 p. DOI: 10.4324/9780429430114 
  3. Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л., Ромм Т. А. Кросскультурный анализ стратегий гигиенической экспертизы в образовании // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, спец. вып. С. 840–850. DOI: 10.32687/0869-866X2020-28-s1-840-850 
  4. Lenhart A. Teens, Social Media & Technology Overview // Pew Research Center. 2015. April 9. URL: http://www.pewinternet.org/2015/04/09/teens-social-media-technology-2015/ (дата обращения: 24.08.2021). 
  5. Lenhart A., Smith A., Anderson M., Duggan M., Perrin A. Teens, Technology and Friendships // Pew Research Center. 2015. August 6. URL: http://www.pewinternet.org/2015/08/06/teens-technology-and-friendships/ (дата обращения: 24.08.2021).
  6. Бочавер А. А., Докука С. В., Новикова М. А. и др. Благополучие детей в цифровую эпоху: доклад к XX Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9–12 апр. 2019 г.). М. : ИздательскийдомВысшейшколыэкономики, 2019. 34 с. URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/262127942 (дата обращения: 23.08.2021). 
  7. Солодников В. В., Зайцева А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 23–42. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7870 
  8. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 3. С. 21–34. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-3/21-34 
  9. Мирошкина М. Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России. 2018. № 3. С. 31–44. 
  10. Поливанова К. Н., Королева Д. О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. № 1. С. 173–181. 
  11. Александрова Е. А. Интернет-педагогика для «нового» ребенка – белое пятно на карте // Народное образование. 2011. № 9 (1412). С. 260–264. 
  12. Солдатова Г. У. Именно дети идут в фарватере цифровой среды. URL: https://www.russkiymir.ru/publications/270257/?fbclid=IwAR1puUk33U7VJeno... (дата обращения: 11.08.2021). 
  13. Chang Q., Xing J., Ho R., Yip P. Cyberbullying and suicide ideation among Hong Kong adolescents: the mitigating effects of life satisfaction with family, classmates and academic results // Psychiatry Research. 2019. Vol. 274. P. 269–273. DOI: 10.1016/j.psychres.2019.02.054 
  14. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the infl uence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25, iss. 1. P. 79–93. DOI: 10.1080/02673843.2019.1590851 
  15. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 23–32. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32 
  16. Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 22–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32 
  17. Григорьев Д. В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. 2006. № 6. С. 49–58. 
  18. Marathe S. Digitalization in Education Sector // International Journal of Trend in Scientifi c Research and Development. 2018. Vol. 5, iss. P. 51–56. DOI: 10.31142/ijtsrd18670 
  19. Патаракин Е. Д., Вачкова С. Н. Как сетевые сообщества учителей помогают рождению идей и практик (на основе цифровых следов МЭШ). URL: https://ioe.hse.ru/data/2021/03/26/1387685889/SNA_Repository_PV_23_6.pdf (дата обращения: 23.08.2021). 
  20. Håkansson Lindqvist M., Pettersson F. Digitalization and school leadership: on the complexity of leading for digitalization in school // International Journal of Information and Learning Technology. 2019. Vol. 36, no. 3. P. 218–230. DOI: 10.1108/IJILT-11-2018-0126 
  21. Мендель А. В. Переход общеобразовательных школ на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса : организационно-педагогический аспект. Практика дистанционного образования, в том числе в условиях пандемии. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 24 с. 
  22. Pettersson F. Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26, iss. 1. P. 187–204. DOI: 10.1007/s10639-020-10239-8 
  23. Iivari N., Sharma S., Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International Journal of Information Management. Vol. 55. Article 102183. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt. 2020.102183 
  24. Воропаев М. В. Социализация и воспитание в виртуальной и смешанной реальностях // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 3 (64). С. 131–138. 
  25. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A., Zakharуashcheva O. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space // The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (Education and City 2020) / total ed. S. N. Vachkova, A. Iskakova, A. Koptelov. Moscow : SHS Web of Conferences, 2021. DOI: 10.1051/ shsconf/20219805011 
  26. Поляков С. Д., Тасимова Н. В. Воспитательная деятельность с использованием интернета – синтез традиций и инноваций // Личность в ситуации социальных изменений: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 12–13 декабря 2019 г.). Саратов : Наука, 2019. С. 141–145. 
  27. Теркулова И. Н. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в социализации учащихся во франкоговорящих странах // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 77–83. DOI: 10.15293/1813-4718 
  28. Байкалова А. Ю. Создание воспитательной среды в сети интернет на примере деятельности детских онлайн-лагерей // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 8‒10 декабря 2020 г. ) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. Новосибирск : Немо Пресс, 2020. С. 151–160. 
  29. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 54–66.
  30. Петрушкевич М. А. Нравственные и этические ценности создания цифровой образовательной среды // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (8‒10 декабря 2020 г., Новосибирск) / под ред. Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. Новосибирск : Немо Пресс, 2020. С. 188–195
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 32)