Для цитирования:
Шустова И. Ю. Моделирование образовательной ситуации в пространстве со-бытийности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1. С. 4-11. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-4-11
Моделирование образовательной ситуации в пространстве со-бытийности
Актуальность заявленной проблемы обусловлена важной социокультурной задачей, стоящей перед современной российской школой, – стать основой духовно-нравственного развития и воспитания личности. Решение данной задачи приводит к необходимости поиска ресурсов, активизирующих воспитательный процесс, выводящих его в пространство ценностей и смыслов воспитанников. Цель исследования – раскрыть со-бытийный подход к моделированию и организации педагогических ситуаций в работе с воспитанниками. Со-бытийность рассматривается через процесс ценностно-смыслового взаимодействия педагога с детьми. Пространство взаимодействия – это круг, включающий самого человека и других людей, его общность с другими, совокупность событий, значимых для индивида, реальность в настоящем. Гипотеза исследования состоит в том, что для воспитания необходимы ситуации взаимодействия с воспитанниками, которые формируют со-бытийную детско-взрослую общность. Показано, что моделирование образовательной ситуации в пространстве со-бытийности предполагает использование в воспитании возникающих во взаимодействии педагога и воспитанников конкретных ситуаций, которые выступают значимыми моментами жизни для последних и стимулируют их самоопределение и самореализацию. Представлена возможная типология таких ситуаций – ситуация проживания, общения, межвозрастного общения, ситуация, задающая значимый опыт и его осмысление, ситуация трудности и неопределенности.
- Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186–193. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/438/25
- Слободчиков В. И. Становление человеческого в человеке – императив отечественного образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3, № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47068.shtml (дата обращения: 25.11.2020).
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб. : Речь, 2000. 364 с.
- Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. 261 с.
- Алиева Л. В., Беляев Г. Ю., Григорьев Д. В. Детская общность как объект и субъект воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. : Издательский центр ИЭТ, 2012. 323 с.
- Хайкин В. Л., Григорьев Д. В. Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6, № 2. С. 75–80. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060206
- Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. М. : Педагогическое общество России, 2018. 172 с.
- Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Вопросы воспитания. 2007. № 1. С. 90–97.
- Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления / пер. с нем. М. : Республика, 1993. 445 с.
- Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. 2-е изд. Биробиджан : Биробиджанский государственный педагогический институт, 2005. 272 с.
- Рубцов В. В.Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий : Л. С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 3. С. 5–14. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160302
- Имедадзе И. В. Вопросы возрастной и педагогической психологии : Л. С. Выготский и Д. Н. Узнадзе // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 2. С. 4–13. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150201
- Nutten J. Motivation, planning and action : a relational theory of behavior dynamics. Leuven : Leuven University Press ; Hillsdale (N. J.) : Lawrence Eribaum Associates, 1984. 251 р.
- Караковский В. А. Воспитание для всех. М. : НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.
- Александрова Е. А., Кузнецова К. С. Как формировать эмоциональный интеллект школьника. М. : Сентябрь, 2018. 184 с.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
- Петровский В. А. Преодоление «схизиса» : в продолжение несостоявшегося диалога с Ф. Е. Василюком // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 1. С. 64–69. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150107
- Выскочил Н. А., Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. Межкультурное исследование эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 4. С. 33–47. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090404
- Stevenson R. A., James, T. W. Affective auditory stimuli characterization of the International Affective Digitized Sounds (IADS) by discrete emotional categories // Behavior Research Methods. 2008. Vol. 40, iss. 1. P. 315–321. DOI: https://doi.org/10.3758/BRM.40.1.315
- Дейч Б. А. Разновозрастные сообщества как условие организации жизнедеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 146 с.
- Эльконин Б. Д. Продуктивное Действие // Культурноисторическая психология. 2019. Т. 15, № 1. С. 116–122. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150112
- Эльконин Б. Д., Семенова В. Н. Условия инициации пробного действия // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 93–100. DOI: https://doi.org/10.17759/срзю2018140309
- Рубцов В. В., Забродин Ю. М., Леонова О. И. Аналитический обзор по тематике XV Международной научно-практической конференции «Психология образования : лучшие практики работы с детством» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. № 4 (4). С. 7–21. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019040401
- Поляков С. Д. От прошлого к будущему : психологопедагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. М. : Федеральный ин-т развития образования, 2016. 196 с.