Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Селиванова Н. Л., Шакурова М. В. Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2. С. 169-177. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177, EDN: BIUEFO

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 17)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37
EDN: 
BIUEFO

Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе

Авторы: 
Селиванова Наталия Леонидовна, Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Шакурова Марина Викторовна, Воронежский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. При разработке программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок существует риск снижения уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения. Цель: на основании материалов работы группы исследователей Центра воспитания и развития личности РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Н. Л. Селивановой в рамках выполнения государственного задания по разработке темы «Разработка теоретических и методических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях» выделить основные теоретические положения, на основе которых может быть разработана концепция воспитания в образовательных организациях высшего образования. Методы: анализ, обобщение, концептуализация. Результаты: благодаря анализу динамики разработки регулирующих оснований для практик воспитания студентов высшей школы последних десятилетий обоснована необходимость разработки концепции воспитания; представлено понимание сущности концептуализации в воспитании; выделены ведущие социокультурные вызовы (неустойчивые и нечеткие социокультурные установки современного образования, сетевая среда и сетевые субкультуры, молодежные субкультуры, отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил у молодежи, разрыв межпоколенческих связей, дефицит значимых для молодых людей примеров и значимых Других, гипериндивидуализация, коммуникативные дефициты), реагирование на которые задает векторы концептуализации воспитания в вузе; представлены базовые концепты для разработки концепции воспитания в образовательных организациях высшего образования. В их числе единая для всех вузов цель воспитания, системообразующая роль приоритетных в Российской Федерации традиционных ценностей, интеграция общего и профессионального воспитания, стимулирование самовоспитания, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления, субъектность в воспитании преподавателей, полисубъектность воспитания и др. Практическая значимость: выделенные концепты позволяют определить ядро проектируемых концепций воспитания, обеспечить направленность воспитательной работы в вузе.

Список источников: 
  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 24.01.2024).
  2. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education (дата обращения: 24.01.2024).
  3. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education (дата обращения: 24.01.2024).
  4. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Селиванова Н. Л., Ромм Т. А., Степанов П. В., Шакурова М. В., Шустова И. Ю., Щелина Т. Т., Круглов В. В., Степанова И. В., Парфенова И. С. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 36 с. EDN: MNGUOH
  5. Селиванова Н. Л., Ромм Т. А., Степанов П. В., Шакурова М. В., Шустова И. Ю., Щелина Т. Т., Круглов В. В., Степанова И. В. Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания на основе примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. 84 с.
  6. Тесленко А. Н., Астахов О. Ю. Проблемы социализации молодежи в образовательном контексте вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 69–73. EDN: MUSTSR
  7. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальные траектории // СОЦИС. 2003. № 1. С. 110–114. EDN: OOMWYX
  8. Бондырева С. К., Савруцкая Е. П., Вологдина И. В. Социализация студента в пространстве вуза // Мир психологии. 2021. № 3 (106). С. 63–71. https://doi.org/10.51944/2073-8528_2021_3_64, EDN: WKRWKP
  9. Концепция социализации и индивидуализации в современной психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. М. ; Обнинск : Иг-Социн, 2010. 284 с. EDN: QYAPJZ
  10. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования / ред. М. В. Рыбакова. М. : Перо, 2017. 243 с. EDN: YVLUVO 
  11. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации. М. : МПГУ, 2016. 256 с. EDN: CGZPJE
  12. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 24 с. EDN: QXTZAB
  13. Филоненко В. И., ФилоненкоЮ. В.,СкачковаЛ. С., Понеделков А. В. Социализация и воспитание студентов вузов в оценках преподавателей // Власть. 2017. Т. 25, № 7. С. 49–59. EDN: ZBLRSR
  14. Концепция профессионального воспитания. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2009. 24 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/22282/1/ Koncep_prof_vospitan_2009.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  15. Концепция воспитательной работы и молодежной политики на 2015‒2020 гг. Москва : Первый МГМУ имени И. М. Сеченова, 2015. 9 с. URL: https://www. sechenov.ru/upload/iblock/866 /8669af489f3c79db90b8 bf6447412b45.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  16. Концепция воспитательной деятельности в ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» «Один вуз – тысячи возможностей». Глазов : Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко, 2016. 12 с. URL: http://www.ggpi.org/files/koncepciya_vr_1vuz_1000vozm.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  17. Концепция воспитания обучающихся в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова. Н. Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2014. 31 с. URL: https://lunn.ru/media/vosp_rab/norm_doc/koncepciya_vospitaniya_obuchayus... (дата обращения: 24.01.2024).
  18. Концепция воспитания студентов в СГУ. Саратов : СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 2016. 21 с. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/fi les/documents/2020/ koncepciya_vospitaniya_studentov.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  19. Концепция воспитательной работы СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», 2013. 4 с. URL: https://etu.ru/assets/fi les/ soc-vosp/doc/prilozhenie-k-prikazu-1248-o-koncepciivospitatelnoj-raboty.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  20. Воспитание в высшей школе: от теории к практике / под общ. ред. Л. С. Пастуховой, Н. Л. Селивановой. М. : РГГУ, 2021. 502 с. EDN: YKXRBV
  21. Концепция воспитательной деятельности в СевероВосточном федеральном университете им. М. К. Аммосова. Якутск, 2021. 22 с. URL: https://www.s-vfu.ru/ (дата обращения: 24.01.2024).
  22. Концепция воспитательной работы с обучающимися Московского государственного университета пищевых производств. Москва : МГУПП, 2021. 46 с. URL: https://mgupp.ru/sveden/document/%D0%BA%D0%BE %D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%... B8%D1%8F%D0%92%D0%A0.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  23. Ильясов Д. Ф. Концептуализация педагогического опыта как направление научно-методической деятельности педагога общеобразовательной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 4. С. 1‒10. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN421. pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  24. Синицын Ю. Н., Гончаренко Е. Г. Концептуализация как методологический регулятив формирования духовно-нравственной культуры учащихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. C. 107‒109. EDN: VHOBSX
  25. Ахтямова В. А., Ефанова Э. А., Ахтямов А. М. Методология концептуализации // Вестник Казанского государственного технического университета. 2012. Т. 15, вып. 2. С. 168–171. EDN: OOYAIT
  26. Громова В. В. Концептуализация педагогического опыта как условие профессионального решения педагогических задач // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 34–38. EDN: UBONLZ
  27. Закирова А. Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. 2015. № 10. С. 4–19. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-4- 19, EDN: VCPJAR
  28. Ланге-Соболева Т. А. Проблема раскрытия термина «концептуализация» в современной лингвистике // Наука и образование сегодня. 2021. № 6 (65). С. 27–32. EDN: KCVPRB
  29. Борисова Т. С., Сартакова Е. Е. Жизненное пространство современной российской молодежи: вызовы, проблемы, возможности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 8 (197). С. 224–230. https://doi.org/10.23951/1609- 624X-2018-8-224-230
  30. Кемалова Л. И. Особенности воспитания студенческой молодежи в условиях глобальных вызовов // Вестник педагогических наук. 2023. № 8. С. 76–81. EDN: VEGQPF
  31. Киселев Н. Н. Часть 4. Воспитание молодежи в условиях «текучей современности» как вызов XXI века // Навыки XXI века у студентов как основа сопротивления деструктивным социальным явлениям: педагогические аспекты проблемы. Сборник материалов научной экспедиции / под ред. И. В. Хромовой, Е. В. Киселевой. Новосибирск : Апостроф, 2020. С. 24–31. EDN: KGGOQV
  32. Мирошкина М. Р. Культурный код поколений. Основание для взаимодействия. М. : Перо, 2022. 220 с.
  33. Мирошкина М. Р. Воспитание детей и молодежи как актуальный ответ на вызовы современности // Просветительская деятельность учреждений социальнокультурной сферы по формированию ценностных ориентаций детей и молодежи в контексте современной культурной политики Российского государства: материалы Всерос. науч.-практ. онлайн-конф. / гл. ред. В. В. Матвеев. Орел : Орловский государственный институт культуры, 2021. С. 6–13. EDN: ULBPAZ 
  34. Резер Т. М. Патриотическое воспитание молодежи в условиях современных вызовов // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3 (101). С. 45–56. https://doi.org/10.21510/18173292_2023_101_3_45_56
  35. Молодежь и общество: теоретические модели и реальность: тр. Междунар. науч.-практ. конф. / ред. Ю. А. Бубнов. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2023. 325 с.
  36. Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сб. науч. тр. V Междунар. интернет-конф. / ред. Л. А. Филимонюк, Е. А. Фомина, Г. Ю. Герасимова. Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. 185 с.
  37. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Шакурова М. В., Баранов А. Е. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента. М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. 190 с.
  38. Степанов П. В. Развитие школы как воспитательной системы. М. : Педагогический поиск, 2019. 240 с.
  39. Белов В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 6 (14). С. 163–177. EDN: KVAQLV
  40. Тома Ж. В. Анализ подходов к определению понятия «профессиональное воспитание» // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32451 (дата обращения: 26.01.2024).
  41. Крылова М. А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. 2015. № 4. С. 202–213. EDN: VAVLLZ 
Поступила в редакцию: 
28.01.2024
Принята к публикации: 
15.03.2024
Опубликована: 
28.06.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 10)