Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Филиппов А. Н. Преемственность традиций воспитания в духовных учебных заведениях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1. С. 77-83. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-77-83, EDN: KEBNZS

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 141)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 39)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01
EDN: 
KEBNZS

Преемственность традиций воспитания в духовных учебных заведениях

Авторы: 
Филиппов Александр Николаевич, Пензенская духовная семинария
Аннотация: 

Актуальность исследования определяется востребованностью традиций православной педагогики, которая даже в период официального запрета религии и церкви в советском государстве не только являлась хранителем нравственности и духовности, но и оказывала влияние на подходы к организации воспитательной работы в общеобразовательной школе. Цель: выявить преемственность традиций воспитательной работы в духовных учебных заведениях. На основе сопоставления ряда исследований воспитательных традиций в раннехристианской школе выделены характерные черты воспитания – обучение в разновозрастных группах, индивидуальный характер обучения, герменевтический подход к обучению, неотделимость от повседневной жизни, связь с семьей, воспитывающий характер обучения. Приведены примеры по каждой из отмеченных характеристик. Упоминается подвижническая деятельность С. А. Рачинского, открывшего ряд школ, которые работали в соответствии с традициями православной педагогики. Высказано предположение, что одним из основных факторов преемственности традиций воспитания в христианских учебных заведениях с момента появления первых христианских школ и до настоящего времени является универсальность и неизменность главной цели православного воспитания – научить человека, как достичь доступного ему совершенства. Показано, что преемственность воспитательных традиций в духовных образовательных заведениях обеспечивается также каноническим учением о трехсоставной природе человека: тело, душа и дух. Определено, что достижение цели православной педагогики возможно при целенаправленном совершенствовании всех составляющих человека. Развитие тела связано с заботой о физическом и ментальном здоровье и основывается на правилах богоугодной жизни. Развитие души человека предполагает заботу о его личностно-эмоциональной сфере и включает такие понятия, как любовь, красота, труд, чувство прекрасного. Развитие духа связано с постоянной тренировкой воли, характера. Сделан вывод, что педагогический опыт духовных учебных заведений уместен в современных условиях, поскольку основывается на духовных традициях русского народа, исторически связанных с Православием.

Список источников: 
  1. Остапенко А. А. Начала со-образной педагогики покаяния // Десятые Пюхтицкие чтения: Духовное наследие – его роль в становлении личности современника: материалы междунар. науч.-практ. конф. (11‒12 декабря 2021 г.) / гл. ред. мон. Сергия (Комиссарова). Куремяэ : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. С. 39‒45.
  2. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от ее возникновения на Руси до настоящего времени. М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. 408 с.
  3. From the Second Vatican Council (1965) to the Pan Orthodox Council (2016). URL: https://classicalchristianity.com/2016/06/01/from-the-second-vaticancoun... (дата обращения: 07.07.2022).
  4. On an Orthodox Education. URL: https://classicalchristianity.com/2012/08/29/on-an-orthodox-education/ (дата обращения: 07.07.2022). 
  5. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. М. : Алетейя, 2000. 429 с.
  6. Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М. : Самшит-Издат, 2007. 542 с.
  7. Рыхлова Д. В. Из истории создания и развития церковно-приходских школ // Высшее образование сегодня. 2018. № 9. С. 44‒48. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.09.P.44
  8. Мефодий (Зинковский), иеромонах, Кирилл (Зинковский), иеромонах. Монастырские школы: история и современность // Человек. 2019. Т. 30, № 1. С. 125‒153. https://doi.org/10.31857/S023620070003024-3
  9. Сурова Л. В. Древнехристианские школы и их значение для развития современной православной педагогики // Сурова Л. В. Методика православной педагогики. Ч. 1. Педагогика. Школа. Человек. Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. 63 с.
  10. Шестун Е., протоиерей. Православная педагогика. М. : Про-Пресс, 2001. 576 с.
  11. Милевский О. А. С. А. Рачинский – педагог и общественный деятель // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 3 (10). С. 115‒122.
  12. Коншин Н. Н. Религиозно-нравственные основы педагогической деятельности С. А. Рачинского // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 6. С. 158‒161.
  13. Сергей Александрович Рачинский // Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhizneopisanija-otechestvenn... (дата обращения: 07.07.2022).
  14. Парошина Р. А. «Воспитание человека ‒ это прежде всего воспитание сердца...» // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 3 (6). С. 78‒81.
  15. Дергалев С. М. Введение в православную аскетику. СПб. : Контраст, 2017. 320 с.
  16. Кирилл (Зинковский), иеромонах. Волевые качества личности согласно Святителю Феофану Затворнику // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18, вып. 2. С. 54‒68.
  17. Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 22‒28. DOI: 10.15382/sturIV201539.22-28
  18. Кислинская Г. Е. Преемственность воспитательной системы современных семинарий и раннехристианских школ // Дискуссия. 2013. № 3 (33). С. 106‒110.
  19. Кузнецов В. В. Формирование духовно-нравственной культуры студентов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 160‒164. https://doi.org/10.17513/snt.38715
  20. Безрогов В. Г. Становление образовательных традиций христианской школы в I‒V веках: дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 345 с. 
  21. Устав религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской Епархии Русской Православной Церкви». URL: https:// seminariapenza.ru/sveden/files/Ustav_Ustav_novyy. pdf (дата обращения: 09.07.2022).
  22. Правила поведения учащихся Пензенской духовной семинарии. URL: https://seminariapenza.ru/sveden/files/Pravila_povedeniya_uchaschihsya.pdf (дата обращения: 09.07.2022).
  23. Слободчиков В. И. Способы бытия человека: личностное, внеличностное и окололичностное // Восьмые Пюхтицкие чтения: Православие и духовно-нравственное становление личности современника: материалы междунар. науч.-практ. конф. (11‒12 декабря 2019 г.) / гл. ред. мон. Сергия (Комиссарова). Куремяэ : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. С. 13‒22. 
Поступила в редакцию: 
09.09.2022
Принята к публикации: 
15.12.2022
Опубликована: 
31.03.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 35)