Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


образовательная среда

ВОСПРИЯТИЕ ПОДРОСТКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ОТДЫХОМ В ЛЕТНЕМ ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ

В статье обосновано, что детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как объект высокого риска. Рассмотрены риски, встречающиеся в его воспитательной среде. Автором представлены материалы экспериментального исследования по выявлению особенностей восприятия рисков, связанных с летним детским лагерем, подростками и родителями.

АГРЕССИЯ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматривается психологическая сущность образовательной среды, отмечается необходимость обеспечения ее безопасности, которая соотносится с категорией психологического насилия, разрушительного для психического здоровья как педагогов, так и учащихся. Дается описание школьных психологических рисков и их факторов, к числу которых относится и агрессия педагога. Анализируются результаты эмпирического исследования проявлений агрессии со стороны педагогов, рассматриваются формы этих проявлений, основные типы.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКОВ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье раскрываются методологические основы психолого-педагогического исследования рисков неоптимальных взаимодействий школьника и образовательной среды с позиций экологической психологии.

Образовательная среда высшей духовной школы: от проблематики к реализации

Вхождение духовных семинарий в образовательное пространство Российской Федерации, государственное лицензирование и аккредитация требуют пересмотра средств и принципов эффективного образовательного процесса в высшей духовной школе. В этой связи проблема формирования образовательной среды способствует переосмыслению, определению новых стратегий развития и поиску дополнительных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности

Усложнение количественных и качественных характеристик образовательной среды определяет постановку исследовательских задач, связанных с изучением современного социокультурного ландшафта и выявлением акмеологических механизмов социально-психологической безопасности школы. Теоретической рамкой исследования явилась концепция «культурных традиций» Д. Б. Зильбермана о существовании нормативного и ценностного типов отношения к действительности.

Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников к образовательной среде вуза

Изложены  данные  теоретического  и  эмпирического  исследования  проблемы  организации  социально-психологической  адаптации  студентов  первого  курса  к  образовательной  среде  вуза. Показано,  что  развитие  адаптационной  системы  личности  обеспечивается не просто совокупностью ее отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействием. Приведены данные эмпирического  исследования,  выполненного  на  выборке  первокурсников вуза (n = 85) с применением диагностического инструментария: многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В.

Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза

Представлен  теоретический  анализ  современного  состояния проблемы адаптации студентов к вузовской среде. Рассмотрены проявления  и  виды  дезадаптации,  ее  психологические  и  образовательные  риски,  проанализированы  адаптивные  стратегии. Применение  психодиагностического  инструментария  (методика для исследования адаптированности студентов в вузе Т. Д. Дубовицкой,  методика  диагностики  социально-психологической адаптации  К. Роджерса  и  Р. Даймонда,  методики  «Адаптивные стратегии поведения», «Стилевая саморегуляция поведения человека» В. И.

Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды

Выделены и описаны шесть этапов становления адаптационной готовности  личности  к  рискам  образовательной  среды  в  динамике ее жизненного пути, выявлены основные личностные новообразования, определяющие высокий уровень ее развития. Показано, что адаптационная готовность к образовательной среде дошкольного учреждения формируется в раннем детстве, к образовательной среде школы – в дошкольном возрасте.

Психологические риски образовательной среды вуза

Рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «образовательная среда», ее структурные компоненты и специфика в системе высшего профессионального образования; содержательно описаны группы психологических рисков в образовательной среде вуза.

Страницы