Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Коваль (Дирюгина) Е. Г., Ясвин В. А. Особенности сотрудничества учащихся начальной школы в зависимости от характеристик образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 3. С. 202-212. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-3-202-212, EDN: JSNXUO

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 35)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.072.432
EDN: 
JSNXUO

Особенности сотрудничества учащихся начальной школы в зависимости от характеристик образовательной среды

Авторы: 
Коваль (Дирюгина) Елена Георгиевна, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Ясвин Витольд Альбертович, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО)
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС начального общего образования, в которых зафиксированы метапредметные образовательные результаты, включающие овладение такими навыками сотрудничества, как: определение цели совместной деятельности и путей ее достижения, распределение ролей, взаимный контроль, оценка собственного поведения и поведения окружающих, конструктивное разрешение конфликтов. Цель: определение характеристик образовательной среды, в которой учащиеся демонстрируют высокий уровень навыков сотрудничества. Гипотеза: предполагается, что учащиеся демонстрируют более высокий уровень навыков сотрудничества в среде, предоставляющей возможности для их свободной активности, самостоятельного выбора, опоры на личностные интересы, независимости суждений и поступков, структурированной и психологически безопасной, т.е. удовлетворяющей потребности ребенка в автономии, компетентности и связанности с другими. Участники: четвероклассники (N = 1384) и управленческие команды из 37 общеобразовательных школ в 21 регионе РФ. Методы (инструменты): для оценки навыков сотрудничества использован инструмент мониторинга «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация), разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, содержащий задания сценарного типа в компьютерной форме; характеристики среды определялись посредством методик векторного моделирования и оценки количественных параметров образовательной среды (В. А. Ясвин). Результаты. Показана связь уровня сотрудничества учащихся с типами среды, выделенными на основе шкал «свобода–зависимость» и «активность–пассивность», а также количественными параметрами среды. Выводы. Определены характеристики среды, связанные с высоким уровнем навыков сотрудничества в начальной школе: преобладание активных и свободных типов среды, структурированность, безопасность, широта и интенсивность. Практическая значимость. Управленческим и педагогическим командам образовательных организаций может быть рекомендовано учитывать полученные результаты при выборе приоритетов проектирования и организации личностно-развивающей среды.

Список источников: 
  1. Marope M., Griffin P., Gallagher C. Future Competences and the Future of Curriculum. Geneva : UNESCO-IBE, 2017. 59 p.
  2. OECD. The Defi nition and Selection of Key Competencies. OECD, 2005. 20 p.
  3. New Vision for Education. World Economic Forum & Boston Consulting Group, 2015. 36 p.
  4. Ontario Ministry of Education. 21st Century Competencies: Foundation Document for Discussion. Phase I Towards Defi ning 21st Century Competencies for Ontario. Ontario, 2016. 70 p.
  5. National Core Curriculum for Basic Education 2014. 3rd edition. Finnish National Agency for Education, 2020. 508 p.
  6. Якубовский М., Вишневский Е. Польша: образовательная среда, порождающая перемены // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. С. 232–254. EDN: JUEGZH
  7. OECD. PISA 2015 Results (Volume V): Collaborative Problem Solving. Paris : PISA, OECD Publishing, 2017. 310 p. https://doi.org/10.1787/9789264285521-en
  8. Авдеенко Н. А., Браташ В. С., Дирюгина Е. Г., Добрякова М. С., Ермаков Д. С., Катеева М. И., Марчук Л. А., Михайлова А. М., Пащенко Т. В., Пинская М. А., Рычка Н. Е., Сизарев Д. С., Турчин А. П., Ченцова А. А., Янченко А. А. Поддержка и развитие «мягких» навыков в школе: атлас практических решений / под ред. М. С. Добряковой, Е. И. Казаковой. М. : Издательство «Мультивейс бизнес групп», 2023. 250 c.
  9. Пинская М. А., Михайлова А. М., Рыдзе О. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Авдеенко Н. А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50–62. EDN: RWPFEX
  10. Добрякова М. С. Ученик выигрывает: знания, грамотности и компетентности в школе : методическое пособие по разработке содержания образования с учетом формирования универсальных компетентностей и новой грамотности («мягких навыков»). М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2023. 241 c. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2954-6 
  11. O’Conner R., De Feyter J., Carr A., Luo J. L., Romm H. A Review of the Literature on Social and Emotional Learning for Students Ages 3–8: Outcomes for Different Student Populations and Settings (part 4 of 4). Washington, DC : U. S. Department of Education ; Institute of Education Sciences ; National Center for Education Evaluation and Regional Assistance ; Regional Educational Laboratory Mid-Atlantic, 2017. 13 p.
  12. Corcoran R., Cheung A., Kim E., Xise Ch. Effective Universal school-based social and emotional learning programs for improving academic achievement: A systematic review and meta-analysis o f 50 years of research // Educational Research Review. November 2018. Vol. 25. P. 56–72. https://doi.org/10.1016/j. edurev.2017.12.001
  13. Durlak J. A., Weissberg R. P., Dymnicki A. B., Taylor R. D., Schellinger K. B. The impact of enhancing students’ social and emotional learning: A metaanalysis of school-based universal interventions // Child Development. 2011. Vol. 82, iss. 1. P. 405–432. https:// doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x
  14. Dobryakova M., Seel N. Pedagogical and School Practices to Foster Key Competences and Domain-General Literacy / Key Competences and New Literacies. Cham : Springer, 2023. P. 327–365 (UNIPA Springer Series). https://doi.org/10.1007/978-3-031-23281-7_12
  15. Пинская М. А., Михайлова А. М. Компетенции «4К»: средовые решения для школы. Практические рекомендации : учебно-методическое пособие. М. : Российский учебник, 2020. 95 с. EDN: QOKWRA
  16. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness. N. Y. : Guilford Press, 2017. 756 p.
  17. Угланова И. Л., Брун И. В., Васин Г. М. Методология Evidence-Centered Design для измерения комплексных психологических конструктов // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 18–27. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070302, EDN: YQVITJ
  18. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение. М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2020. 142 с. EDN: GOQMSO
  19. Assor A., Kaplan H., Kanat-Maymon Y., Roth G. Directly controlling teacher behaviors as predictors of poor motivation and engagement in girls and boys: The role of anger and anxiety // Learning and Instruction. 2019. Vol. 15, iss. 5. P. 397–413. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2005.07.008
  20. Aelterman N., Vansteenkiste M., Haerens L., Soenens B., Fontaine J. R., Reeve J. Toward an integrative and fi ne-grained insight in motivating and demotivating teaching styles: The merits of a circumplex approach. // Educational Psychology. 2019. Vol. 111, iss. 3. P. 497–521. https://doi.org/10.1037/edu0000293
  21. Chirkov V. I., Ryan R. M. Parent and teacher autonomysupport in Russian and U.S. adolescents: Common effects on well-being and academic motivation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. Vol. 32, iss. 5. P. 618–635. https://doi.org/10.1177/0022022101032005006
  22. Fatou N., Kubiszewski V. Are perceived school climate dimensions predictive of students’ engagement? // Social Psychology Education. 2018. Vol. 21, iss. 2. P. 427–446. https://doi.org/10.1007/s11218-017-9422-x
  23. Furrer С., Skinner E. Sense of Relatedness as a Factor in Children’s Academic Engagement and Performance // Journal of Educational Psychology. 2003. Vol. 95, iss. 1. P. 148–162. https://doi.org/10.1037/0022- 0663. 95.1.148
  24. Howard J. L., Bureau J. S., Guay F., Chong J. X. Y., Ryan R. M. Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory // Perspectives on Psychological Science. 2021. Vol. 16, iss. 6. P. 1300–1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789
  25. Бондаренко И. Н., Ишмуратова Ю. А., Цыганов И. Ю. Проблемы взаимосвязи школьной вовлечённости и академических достижений у современных подростков // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 4. С. 77–88. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090407, EDN: YZFFWB
  26. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 51–65. https://doi. org/10.17759/pse.2021260103, EDN: ELGXJJ
  27. Burke A. Group work: How to use groups effectively // The Journal of Effective Teaching. 2011. Vol. 11, № 2. P. 87–95.
  28. Myers S. A., Goodboy A. K. A study of grouphate in a course on small group communication // Psychological Reports. 2005. Vol. 97, iss. 2. P. 381–386. https://doi.org/10.2466/pr0.97.2.381-386
  29. Haggarty L., Postlethwaite K. Strategies for improving communication between teachers and school students about learning: A university/school collaborative research project // Educational Action Research. 2002. Vol. 10, iss. 3. P. 449–478. https://doi.org/10.1080/09650790200200195
Поступила в редакцию: 
01.04.2024
Принята к публикации: 
17.06.2024
Опубликована: 
30.09.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 14)