Для цитирования:
Григорьева М. В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 4. С. 3-11. DOI: 10.18500/2304-9790-2010-3-4-3-11
Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии
В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы понимания образовательной среды в современной психологии. Анализируются различные подходы к определению данного понятия и построению моделей образовательных сред. Дается авторское определение образовательной среды и взаимодействиям школьников с ней.
1. |
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. С. 12. EDN: QXLUOP |
2. |
Там же. С. 4. |
3. |
Там же. |
4. |
Там же. С. 6. |
5. |
Там же. С. 46. |
6. |
Там же. С. 637. |
7. |
Там же. С. 46. |
8. |
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Он же. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 2; Он же. Психология образа // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1979. № 2. С. 3-13. EDN: TDNQET |
9. |
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995; Он же. Проблемы развивающего обучения. М., 1986; Он же. Теория развивающего обучения. М., 1996. |
10. |
Выготский Л.С. Указ. соч. С. 637. |
11. |
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения; Он же. Проблемы развивающего обучения; Он же. Теория развивающего обучения; Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения: сб. ст. Волгоград, 1976. С. 53-60; Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. |
12. |
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. |
13. |
Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопр. психол. 1966. № 4. С. 128-135; Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. 2-е изд. М., 1984. |
14. |
Выготский Л.С. Указ. соч. С. 12; Гальперин П.Я. Указ. соч. С. 128-135. |
15. |
Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 9. EDN: UIGABT |
16. |
Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. и др. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования: сб. ст. / под ред. В.В. Рубцова. М., 1996. EDN: UJXYIF |
17. |
Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. 1998. № 6. С. 13-22. |
18. |
Улановская И.М. Подход к классификации образовательных сред // Ежегодник Рос. психол. об-ва. Психология как профессия (исследователь, практик). М., 2002. Т. 9. Вып. 3. С. 156-157. |
19. |
Черникова Т.В. Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы: учеб.-метод. пособие. М., 2004. EDN: QTPNPL |
20. |
Там же. |
21. |
Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие. М., 2004. |
22. |
Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 4. |
23. |
Там же. |
24. |
Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности. 2005. № 2. С. 53. |
25. |
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004. |
26. |
Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. № 6. 1996. C. 25-30; Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. EDN: WZZCGE |
27. |
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. С. 71. |
28. |
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. С. 80. EDN: QVMKLJ |
29. |
Там же. С. 79. |
30. |
Там же. С. 81. |
31. |
Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 14-20. EDN: ZCLRPV |
32. |
Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1996. С. 189-199; Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды обыденной жизни. Красноярск, 2003; Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000. EDN: FDSDXN |
33. |
Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии: основания, проблемы, тенденции развития // Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2005. С. 35. |
34. |
Там же. С. 36. |
35. |
Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности. 2005. № 2. С. 56. |
36. |
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. С. 72. |