Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


education

Урок как событие воспитания

Сегодня гуманитарное пространство урока следует рассматривать как условие становления субъектной позиции учащегося. В статье анализируются специфические затруднения учащихся, субъектная позиция которых характеризуется различной степенью сформированности, описываются соответствующие методы их педагогической поддержки на протяжении четырех фаз становления дидактической среды урока.

Переосмысление ценностей как основа духовного возрождения человека

В статье рассматривается доктрина переосмысления общечеловеческих ценностей для оздоровления общества. С этой целью предлагается переориентация усилий государства на сохранение здоровья человека в плоскость профилактического направления медицины и оздоровительной деятельности среди педагогов.

Личностный образец: содержание понятия и место в педагогическом терминологическом аппарате

В статье сделана попытка систематизации некоторых научных позиций отечественных ученых, содержащих отдельные аспекты методологического исследования социокультурной динамики образования. В историко-педагогическом контексте рассматривается понятие «личностного образца» как носителя культуры, цели и ориентира образовании, раскрывается его содержание и определяется методологическое значение в системе «культура – образование», показано его место в педагогическом терминологическом инструментарии и соотношение с понятиями «цель образования», «педагогический идеал».

Взаимодействие как категория современной психологии

В статье представлен исторический обзор развития категории взаимодействия в общеметодологическом плане и психологии. Анализируется логика оформления понятия «взаимодействие человека и среды». Раскрываются содержание и специфика современных направлений исследований в данном проблемном поле. 

Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе

Актуальность исследования определяется необходимостью концептуализации воспитания в образовательных организациях высшего образования в новых социокультурных условиях с их вызовами отечественному образованию. При разработке программно-методических материалов вне системы ключевых теоретических установок существует риск снижения уровня обоснованности, соответствия закономерностям современного воспитания, согласованности, целостного видения.

Представления об образованности у учащейся молодежи

Статья посвящена изучению представлений об образованности учащейся молодежи. Представлены результаты эмпирического исследования содержательно-смысловых характеристик ценностной ориентации на образование учащейся молодежи.

Соотношение самоорганизации учебной деятельности и рефлексивности студенческой молодежи в зависимости от пола

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития самоорганизации обучающихся в ходе образовательного процесса, в связи с потребностью специалистов в овладении данной компетенцией при осуществлении профессиональной деятельности в современных условиях труда. Цель: установить особенности соотношения самоорганизации учебной деятельности и рефлексивности студенческой молодежи в зависимости от пола. Предположительно половые особенности соотношения самоорганизации учебной деятельности и рефлексивности определяются степенью выраженности их взаимосвязи.

Структура готовности будущих педагогов к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства

Обсуждается необходимость целенаправленного формирования у будущих педагогов готовности к взаимодействию с иноэтничными субъектами образовательного пространства в современных условиях. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов педагогических и непедагогических направлений и специальностей обучения Уральского государственного педагогического университета (N = 60 студентов, от 18 до 23 лет) с применением диагностического инструментария: методика «Шкала социальной дистанции» Э.

Воспитание школьников как эффект дружеского общения с детьми

Цель представленного в статье исследования связана с определением роли общения педагога со школьниками как значимого условия воспитания. Воспитание истолковано автором как живой процесс взаимодействия, основанием которого являются реальные отношения, процессы и явления как естественные события окружающей воспитанника действительности, способные порождать осмысление культурных и жизненных смыслов, ценностей.