Для цитирования:
Фадеева Т. Ю., Косарева С. А. Соотношение самоорганизации учебной деятельности и рефлексивности студенческой молодежи в зависимости от пола // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 4. С. 306-315. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-306-315, EDN: SIWKMC
Соотношение самоорганизации учебной деятельности и рефлексивности студенческой молодежи в зависимости от пола
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития самоорганизации обучающихся в ходе образовательного процесса, в связи с потребностью специалистов в овладении данной компетенцией при осуществлении профессиональной деятельности в современных условиях труда. Цель: установить особенности соотношения самоорганизации учебной деятельности и рефлексивности студенческой молодежи в зависимости от пола. Предположительно половые особенности соотношения самоорганизации учебной деятельности и рефлексивности определяются степенью выраженности их взаимосвязи. Выборка: студенты 1 и 2-го курсов факультета компьютерных наук и информационных технологий и экономического факультета очной формы обучения Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (N = 106, 70 юношей (66%) и 36 девушек (34%) в возрасте от 17 до 19 лет). Примененные методики: опросник самоорганизации деятельности (ОСД) (Е. Ю. Мандрикова), опросник рефлексивности (В. Н. Карандашев). Обнаружено отсутствие значимых различий между исследуемыми параметрами по половому признаку. Зафиксировано наличие наибольшего количества взаимосвязей компонентов самоорганизации и уровня рефлексивности в группе юношей. Выявлено, что как в группе юношей, так и в группе девушек высокий уровень рефлексивности коррелирует с высоким уровнем фиксации на структурировании деятельности и низким уровнем настойчивости. В выборке юношей обнаружены корреляционные взаимосвязи рефлексивности и самоорганизации деятельности и ее компонентов «планомерность» и «самоорганизация». Новизна обсуждаемой проблемы обусловлена выявлением особенностей взаимосвязи характеристик самоорганизации и рефлективности у студентов на начальном этапе обучения в вузе. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования результатов исследования в разработке программ по развитию самоорганизации деятельности в образовательной практике.
- Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.
- Sainz M.-A., Ferrero A. M., Ugidos A. Time management: skills to learn and put into practice // Education and Training. 2018. Vol. 61, no. 5. P. 635‒648. https://doi.org/10.1108/ET-01-2018-0027
- Владимирова Н. М., Копеина Н. С. Самоорганизация как важнейшее условие становления профессионала // Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / под ред. В. П. Трусова. Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. С. 86‒92.
- Афанасьева Н. А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 60‒61.
- Андреев В. И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань : Фирма «СКАМ», 1992. 207 с.
- Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов. Екатеринбург : РГППУ, 2012. 208 с.
- Заенутдинова Н. А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 159 с.
- Романова Л. М. Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 1 (33). С. 105‒114.
- Архангельский Г. А., Бехтерев С. В., Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Тайм-менеджмент. Полный курс: учеб. пособие / под ред. Г. А. Архангельского. М. : Альпина Паблишер, 2017. 311 c.
- Смоловик Г. Н. Персональный менеджмент: учеб. пособие. Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2020. 137 c.
- Косарева С. А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2022. 185 с.
- Пакулина С. А. Преодолевающая адаптация: системообразующий фактор и условие формирования самостоятельности студентов в вузе. Москва : Издательство Современной гуманитарной академии, 2010. 369 с.
- Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Москва : АСТ ; СПб : Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31–40.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 352 с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М. : Аспект Пресс, 2007. 284 с.
- Сизикова Т. Э. Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 1. С. 57‒75. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.04
- Семенов И. Н., Двоеглазова М. Ю. Роль рефлексии в самоорганизации и развитии сознания личности в профессиональном образовании // Мир психологии. 2011. № 2 (66). С. 131‒143.
- Нюдюрмагомедов А. Н., Абдурагимова Л. А., Ибрагимов Н. Г. Потенциал рефлексии в развитии умений самоорганизации преподавателей и студентов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 104‒111. https://doi.org/10.51379/KPJ.2020.48.21.014
- Рабина Е. И. Формирование самоорганизованной во времени личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2014. 24 с.
- Карандашев В. Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1994. 420 с.
- Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М. : Издательство АСВ, 2004. 224 с.
- Галай И. А., Айзман Р. И. Гендерные особенности личностного потенциала студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 1. С. 95‒105. https://doi.org/10.15293/2226- 3365.1701.07
- Adams R. V., Blair E. Impact of time management behaviors on undergraduate engineering students’ performance // SAGE Open. 2019. Vol. 9, iss. 1. https://doi.org/10.1177/2158244018824506
- Razali S. N. A. M., Rusiman M. S., Gan W. S., Arbin N. The impact of time management on students’ academic achievement // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 995, no. 1. P. 012042. https://doi.org/10.1088/1742-6596/995/1/012042
- Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования. 2011. № 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html (дата обращения: 15.02.2018).
- Голубева Н. М. Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высшего образования: дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2018. 205 с.
- Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : Изд-во УРАО, 2002. 160 с.
- Рыльская Е. А., Мошкина Л. Д. Гендерные особенности структуры интегральной индивидуальности студентов // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 3. С. 45‒64. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2003.03
- Литвинова Е. М., Максимова Н. Л., Ефимова О. Н., Васильева Л. Г. Гендерные особенности связи психологического благополучия и социально-психологических особенностей личности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55, ч. 6. С. 206‒213. https://doi.org/29373240
- Лукьянов А. С., Фурсова Д. В. Особенности взаимосвязи механизмов психологической защиты и гендерной идентичности у студентов: результаты эмпирического исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75, ч. 1. С. 276‒279. https://doi.org/ 49179773
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
- Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.