Для цитирования:
Никитина Н. Н. Социокультурная идентичность личности: сущность и особенности становления в современной поликультурной реальности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 1. С. 46-52. DOI: 10.18500/2304-9790-2009-2-1-46-52
Социокультурная идентичность личности: сущность и особенности становления в современной поликультурной реальности
В статье осуществлен анализ и установлено соотношение понятий «идентичность», «социальная идентичность», «культурная идентичность». «социокультурная идентичность». Социокультурная идентичность рассматривается в контексте поликультурного подхода к социальному воспитанию, согласно которому она заключается в определении личностью своей тождественности культурам и субкультурам тех групп, к которым принадлежит человек. собенностью становления идентичности в современных условиях является множественность социокультурных идентификаций личности, определяемых многообразием выполняемых ею социальных ролей, социальными группами и субкультурами, в которые она входит. Социальное воспитание призвано помочь молодому человеку в становлении согласованной, позитивной социокультурной идентичности и терпимого отношения к носителям иных культур на основе осознания своей поликультурности и свободного выбора доминантной идентичности, обеспечивающей сохранение собственной целостности и уникальности.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисловие А.В. Толстых. М., 1996.
- Кон И.С. Идентичность / http://www.krugosvet.ru/articles/119/1011930/1011930a1.htm
- Хабенская Е.О. Этническая идентичность: подходы к проблеме / http://www.viu-online.ru/science/publ/bulleten20/page4.htm
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. С. 324-335.
- Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д, 1999.
- Ядов В.А. Указ. соч. С. 325.
- Заковоротная М.В. Указ. соч.
- Гессен С.И. Основы общей педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 86.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2003. С. 33.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. С. 13-14.
- Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М., 2003.
- Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности. Воронеж, 2006. С. 36-40.
- Шакурова М.В. Указ. соч. С. 41.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. С. 54.
- Хабенская Е.О. Указ. соч.
- Шакурова М.В. Указ. соч. С. 44.
- Schweitzer H. Der Mythos vom interkulturellen Lernen: zur Kritik der sozialwissenschaftlichen Grundlagen interkultureller Erziehung und subkultureller Selbsorganisation ethnischer Minderheiten am Beispiel der USA und der Bundesrepublik Deutschland. Münster; Hamburg, 1994.
- Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя. М., 2007.
- Цит. по: Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
- Шакурова М.В. Указ. соч.
- Запесоцкий А.С. Указ. соч.
- Цит. по: Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Запесоцкий А.С. Указ. соч. С. 215-216.
- Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Ульяновск, 2006.