Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


подростковый возраст

Специфика формирования социальной успешности подростка

Представлены данные теоретического анализа проблемы формирования социальной успешности личности подросткового возраста. Показано, что социальная успешность, являясь предпосылкой и следствием социального взаимодействия, свидетельствует о способности человека осознавать себя в обществе как социально полноценного субъекта, самостоятельно определять для себя цели и достигать их.

Творческая активность и самоактуализация личности подростка

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования творческой активности и ее роли в формировании самоактуализации личности подростка. Применение психодиагностического инструментария (методика «Социометрия», тест «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой, методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, методика диагностики межличностных отношений Т.

Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований системы ценностей и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению. В качестве концептуальной основы изучения взаимосвязей ценностных ориентаций и социальных установок выступает диспозиционная система личности. Автор приходит к выводу, что неспособность реализации внутреннего напряжения во внешнем окружении приводит к его направленности на внутренний мир, что объясняет склонность к суицидальному поведению и повышает вероятность проявления суицидального поведения у подростков.

Анализ эффективности методических рекомендаций по формированию у подростков практических умений и навы ков

Уроки формирования практических умений и навыков являются значимыми в образовательном процессе. Лабораторное занятие как основной тип урока по формированию практических умений и навыков имеет ряд трудностей в организации эффективной работы школьников подросткового возраста. Целью исследования стала экспериментальная проверка результативности разработанных методических рекомендаций по формированию у подростков практических умений и навыков с учетом возрастных и полоролевых особенностей.

Образ подростка в психологии: специфика возраста или исследований?

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью решения задач изучения поколения Z и отсутствием в психологической литературе целостного непротиворечивого образа подросткового возраста. Выдвинута гипотеза, согласно которой причины неоднозначного понимания подросткового возраста имеют методологический характер. Соответственно, целью исследования, представленного в статье, являлось выявление причин противоречий в описании особенностей подросткового возраста.

Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте

Изучены аффективный и когнитивно-эмоциональный компоненты удовлетворенности жизнью, уровень удовлетворения жизненных потребностей и активность подростков. Выборка: 146 подростков в возрасте 14–17 лет (подростки-сироты, подростки, временно проживающие в отрыве от семьи в связи с учебой в другом городе, подростки, проживающие в нуклеарной и расширенной семьях). Методы: шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер), анкета удовлетворенности разными жизненными сферами, шкала удовлетворенности жизненных потребностей О. С.