Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Вершинина В. В., Данилов С. В. Образ подростка в психологии: специфика возраста или исследований? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 313-320. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-4-313-320

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 176)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922; 37.04-053

Образ подростка в психологии: специфика возраста или исследований?

Авторы: 
Вершинина Валерия Владиславовна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Данилов Сергей Вячеславович, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: 

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью решения задач изучения поколения Z и отсутствием в психологической литературе целостного непротиворечивого образа подросткового возраста. Выдвинута гипотеза, согласно которой причины неоднозначного понимания подросткового возраста имеют методологический характер. Соответственно, целью исследования, представленного в статье, являлось выявление причин противоречий в описании особенностей подросткового возраста. Метод исследования – анализ концепций подросткового возраста, представленных в учебно-методической и научной литературе. В ходе работы выявлено пять причин, обусловливающих противоречивость образа подростка в современной психологии. Первая – специфические особенности подросткового возраста как предмета исследования: расплывчатость предмета исследования. Вторая – специфика выборки, на основе которой проводились исследования и делались обобщения: ограниченность выборки большинства исследований, сужающая возможность применения их результатов к объяснению происходящего с подростками за ее пределами. Третья – специфика постановки задач исследования: проведение исследований по социальному заказу, обусловливающее смещение акцентов в интерпретации их результатов в направлении «от реального к желаемому». Четвертая – специфика интерпретации полученных результатов: влияние изначальных позиций самих исследователей на результаты исследования. Пятая – специфика исследований XXI в.: общие проблемы, связанные с развитием гуманитарной науки в настоящее время. Установлена характеристика этих особенностей, показана их роль в формировании образа современного подростка и подросткового возраста как психологического феномена. Обоснована необходимость расширения взгляда на построение исследований, посвященных подростковому возрасту, более детального учета социального и культурного контекста, выработки более четких критериев при постановке задач и интерпретации результатов исследований. Обозначены практические выводы из проведенного исследования.

Список источников: 
  1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М. : Просвещение, 2012. 447 с.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М. : Просвещение, 1967. 360 с.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986. 240 с.
  5. Мир детства : подросток / под ред. А. Г. Хрипковой. М. : Педагогика, 1989. 288 с.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 1999. 456 с.
  7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М. : Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
  8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М. : Академия, 2000. 184 с.
  9. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2010. 816 с.
  10. Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Институт практической психологии, 1996. 304 с.
  11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
  12. Белозерова Л. А., Поляков С. Д., Жидяева О. О. Социокультурные особенности поколения Z : опыт эмпирического исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3 (25). С. 16–23.
  13. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 31–38. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050204
  14. Гурова И. М., Евдокимова С. Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 3 (27). С. 150–159. DOI: https://doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159
  15. Мирошкина М. Р., Евладова Е. Б., Куракин А. В., Лазарева Д. А. Комплексное междисциплинарное исследование, проводившееся в рамках реализации проекта «Цифровое поколение. Портрет в контексте образования». Подходы, обоснования, организация проекта // «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России : материалы науч.‑практ. интернет-конф. с междунар. уч. (Москва, ноябрь–декабрь 2016 г.) / под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой, С. В. Лобынцевой. М. : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. С. 7–22.
  16. Поляков С. Д., Кривцова Н. С. Поколение Z и практики образования : постановка проблемы // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3 (25). С. 24–31.
  17. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание : опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 21–28. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060402
  18. Поляков С. Д. От прошлого к будущему. Психологопедагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. М. : Федеральный институт развития образования, 2016. 195 с.
  19. Данилова Т. А. Особенности взаимодействия с детьми поколения Z // Педагогический ресурс : [сайт]. URL: https://педагогический-ресурс.рф/библиотека/?name=поколения+z&action=search (дата обращения: 05.09.2010).
  20. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.
  21. Чижов Д. В. Анализ механизмов влияния на политическое поведение поколения «Z» // Информационное общество. 2015. № 6. С. 42–52.
  22. Данилов С. В. Инновации в регионах : проблемы развития // Народное образование. 2015. № 8. С. 97–103.
  23. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М. : Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
Опубликована: 
02.12.2019