Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Головей Л. А., Данилова М. В. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 38-45. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-38-45

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 177)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.07

Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте

Авторы: 
Головей Лариса Арсеньевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Данилова Марина Викторовна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Изучены аффективный и когнитивно-эмоциональный компоненты удовлетворенности жизнью, уровень удовлетворения жизненных потребностей и активность подростков. Выборка: 146 подростков в возрасте 14–17 лет (подростки-сироты, подростки, временно проживающие в отрыве от семьи в связи с учебой в другом городе, подростки, проживающие в нуклеарной и расширенной семьях). Методы: шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер), анкета удовлетворенности разными жизненными сферами, шкала удовлетворенности жизненных потребностей О. С. Копиной, анкета социальной, познавательной, физической и других видов активности. Показано, что субъективное благополучие является обобщающим показателем, связанным с оценками удовлетворенности разными аспектами жизни и уровнем удовлетворения потребностей, но при этом проявляет слабую чувствительность к социальным условиям жизни. Оценка удовлетворенности разными сферами жизни различна у подростков, проживающих в разных социальных условиях. Выявлена взаимосвязь субъективного благополучия и удовлетворенности жизненных потребностей и различных видов социальной активности подростков. Показаны сферы жизни, способствующие созданию ощущения субъективного благополучия, и ресурсы благополучия у разных групп подростков.

Список источников: 

1. Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ. 2-е изд. СПб., 2003. 623 с.
2. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. P. 542–575.
3. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности : кросскультурный аспект // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 53–63.
4. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000. С. 476–510.
5. Рикель М. А., Туниянц А. А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2017. № 2. С. 64–79.
6. Шамионов Р. М. Критерии субъективного благополучия личности : социокультурная детерминация // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 213–219. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-3-213-218
7. Водяха С. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 114–120.
8. Diener E. D., Napa Scollon C. N., Lucas R. E. The evolving concept of subjective well-being: the multifaceted nature of happiness / eds. P. T. Costa, I. C. Siegler. Amsterdam, 2004. P. 187–219.
9. Diener E., Seligman M. E. P., Choi H., Oishi S. Happiest people revisited // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 13, iss. 2. P. 176–184.
10. Tellegen A., Lykken D. T., Bouchard T. J. J., Wilcox K., Segal N., Rich S. Personality similarity in twins reared apart and together // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 54. P. 1031–1039. DOI: https://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.54.6.1031
11. Cummins R. A., Nistico H. Maintaining life satisfaction : The role of positive bias // Journal of Happiness Studies. 2002. № 3. P. 37–69.
12. Мардасова Т. А., Григорьев Р. А. Психологические особенности удовлетворенности жизнью // NovaInfo.ru.Психологические науки. 2015. Vol. 34, № 2. URL: http://novainfo.ru/archive/34/psikhologicheskieosobennostiudovletvorenno... (дата обращения: 22.08.2018).
13. Bahar M., Uğur H., Asil M. Social achievement goals and students’ socio-economic status : Cross-cultural validation and gender invariance // Issues in Educational Research. 2018. № 28 (3). P. 511–529. URL: http://www.iier.org.au/iier28/bahar.pdf (дата обращения: 12.08.18).
14. Eroglu S. E., Bozgeyikli H., Calisir V. Life satisfaction depending on socioeconomic status and gender among Turkish students // Policy Futures in Education. 2009. Vol. 7, no. 4. P. 379–386. DOI: https://doi.org/10.2304/pfie.2009.7.4.379
15. Steptoe A., Demakakos P., Oliveira C. The psychological well-being, health and functioning of older people in England // Steptoe A., Demakakos P., Oliveira C. The Dynamics of Ageing 2002‒10 (Wave 5). L., 2012. P. 98–182.
16. İkiz E., Telef B. B. The effects of socioeconomic status and gender besides the predictive effect of self-effi cacy on life satisfaction in adolescence // International Journal of Social Science. 2013. Vol. 6, no. 3. P. 1201–1216. DOI: https://doi.org/10.9761/jasss_897

Опубликована: 
28.02.2019