Образец для цитирования:

Гайнутдинова И. Р. Анализ эффективности методических рекомендаций по формированию у подростков практических умений и навы ков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1. С. 79-85. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-79-85


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
371.38
Язык публикации: 
русский

Анализ эффективности методических рекомендаций по формированию у подростков практических умений и навы ков

Аннотация: 

Уроки формирования практических умений и навыков являются значимыми в образовательном процессе. Лабораторное занятие как основной тип урока по формированию практических умений и навыков имеет ряд трудностей в организации эффективной работы школьников подросткового возраста. Целью исследования стала экспериментальная проверка результативности разработанных методических рекомендаций по формированию у подростков практических умений и навыков с учетом возрастных и полоролевых особенностей. Гипотеза исследования: разработанные методические рекомендации повышают эффективность формирования практических умений и навыков у школьников подросткового возраста. Обоснована необходимость использования педагогом знания возрастных и полоролевых особенностей школьников при организации и проведении лабораторных занятий. Выделены методологические принципы исследования – индивидуально-дифференцированный и целостный подход в обучения школьников. Исследование выполнено на выборке учащихся 8 классов (N = 52, возраст 13–14 лет; экспериментальная группа (n = 25), контрольная группа (n = 27)) образовательного учреждения «Гимназия № 1» г. Саратова. Осуществлен межгрупповой анализ средних оценочных баллов школьников за лабораторные работы по физике, химии и биологии в течение 2018/2019 учебного года с использованием U-критерия Манна – Уитни. Показано, что разработанные методические рекомендации способствуют повышению эффективности формирования практических умений и навыков у подростков, при этом незначительно влияя на средние показатели оценочных баллов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке комплекса педагогических стратегий, обеспечивающих эффективность формирования практических умений и навыков у школьников подросткового возраста на лабораторных занятиях.

Библиографический список
  1. Иванова Т. В., Бровкина Е. Т., Калинова Г. С. Общая методика обучения биологии в школе. М. : Дрофа, 2016. 271 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 400 с.
  3. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М. : Владос, 2003. 208 с.
  4. Волков Б. С. Психология подросткового возраста : учебник. М. : КноРус, 2016. 266 с.
  5. Smith H. A. Teaching Adolescents: Educational Psychology as a Science of Signs. Toronto : University of Toronto Press, 2007. 400 р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.amazon.com/Teaching-Adolescents-EducationalPsychology-Communi... (дата обращения: 15.08.2020).
  6. Фролова О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 1 (1). С. 59–68.
  7. Колесов Д. Б. Биология и психология пола. М. : Флинта, 2000. 176 с.
  8. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственноделового общения подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 29 с.
  9. Клецина И. С., Иоффе Е. В. Психология гендерных отношений : учеб.-метод. пособие. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2018. 244 c.
  10. Егорова М. С., Шляхта Н. Ф. Половые различия в структуре свойств внимания у подростков // Новые исследования в психологии. 1987. № 2. С. 33–36.
  11. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 49–59.
  12. Gurian M. Boys and girls learn differently. A guide for teachers and parents. San Francisco : Jossey-Bass, 2001. 400 p.
  13. Сергеева И. А. Гендерные различия произвольного внимания и памяти старших дошкольников // Психология XXI века : тезисы междунар. межвуз. науч.-практ. конф. студ. и аспир. / под ред. А. А. Крылова. СПб. : Издательство С.-Петербургского университета, 2001. С. 251–252.
  14. Столярчук Л. И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного пед. ун-та. Серия: Педагогические науки. 2012. № 4 (68). С. 33–37.
  15. Кукушин В. С. Теория и методика обучения : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 474 с.
  16. Краевский В. В. Основы обучения : дидактика и методика : учеб. пособие. М. : Academia, 2007. 346 с.
  17. Галямова Э. М., Выгонов В. В., Першина Ж. А. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом : учебник. М. : Academia, 2018. 173 с.
  18. Титова И. М. Обучение химии. Психолого-методический подход. СПб. : Каро, 2002. 204 с.
  19. Каменецкий Н. С., Пурышева Н. Е., Важеевская Н. Е. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы : учеб. пособие. М. : Академия, 2000. 367 с.
  20. Левченко А. Л.Становление лабораторного практикума как формыорганизации процесса обучения биологии // Научное мнение. 2019. № 10. С. 85–94. DOI: https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.10.85.94
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 29)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 7)