образовательный процесс

Понятие «сопровождение» как педагогическая категория

Цель исследования, представленного в статье, заключается в уточнении педагогического аспекта понятия «сопровождение» в контексте современных требований к осуществлению образовательного процесса. Показано, что педагогическое сопровождение является одним из направлений работы педагога с детьми в образовательных организациях. При сопровождении между участниками образовательного процесса взаимоотношения должны носить субъект-субъектный характер. Для этого автор обращается к социальным характеристкам личности педагога, который может осуществлять сопровождение в образовательном процессе.

Формирование и регулирование инфраструктуры образовательного процесса в современной школе

Необходимость построения в современной школе внеучебной воспитательной работы как системы ориентированного человековедения актуализируется в связи с неэффективностью традиционной системы воспитания, связанной с проведением разрозненных мероприятий в рамках направлений (идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, военно-патриотического и т. д.). Человека в воспитании нельзя разделить на части и по этим частям формировать в нем по отдельности те или иные качества, так как он всегда целостен и все начала в нем образуют единство.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях субъектно-личностного подхода

Приведены данные теоретического анализа проблемы взаимодействия участников образовательного процесса в условиях субъектно-личностного подхода. Проанализировано содержание понятий субъект-субъектного и полисубъектного взаимодействия. Представлена характеристика основных направлений взаимодействия в образовательном процессе. Описаны особенности установления психологического контакта в разнообразных ситуациях взаимодействия участников образовательного процесса, раскрываются явления эмоционального и интеллектуального сопереживания как механизмы формирования и поддержания состояния контакта.

АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ОЦЕНКАХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного изучению адаптационной готовности учащихся начальной школы и среднего звена. В лонгитюдном исследовании принимали участие учащиеся (N = 94) и классные руководители (N = 6). Использование комплекса психолого-педагогических методик – авторской анкеты (для изучения адаптационной готовности по пяти значениям), «Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л.

Развитие этнокультурной толерантности подростков в условиях общеобразовательного процесса

Изложены результаты теоретического анализа проблемы развития этнокультурной толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Показано, что этнокультурная толерантность является одной из основных ценностных ориентаций подростков. Описаны содержательные и процессуальные характеристики становления этнической толерантности личности в подростковом возрасте; выделены принципы, основные методы и формы её формирования в условиях общеобразовательного процесса.

АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ОЦЕНКАХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного изучению адаптационной готовности учащихся начальной школы. В исследовании принимали участие первоклассники (N = 30), родители (N = 30) и классный руководитель. Применение комплекса психолого-педагогических методик: авторской анкеты (для изучения адаптационной готовности по пяти значениям), «Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбот), – позволили изучить адаптационную готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса.

Сценарии взаимосвязи академических достижений и интеллектуально- когнитивного развития студентов

Представлен теоретический анализ проблемы дескрипторов академических достижений обучающихся; рассмотрены на- учные подходы, основанные на интеллекте и компетенциях. Отмечено, что оппозиция компетенций интеллекту уступает место их включению в структуру когнитивных способностей. Применение психодиагностического инструментария (для диагностики интеллекта – «Прогрессивные матрицы Равена» и «Ведущий способ группировки» А. П. Лобанова; когнитивного стиля – «Скорость завершения рисунков» и «Скрытые фигуры» Л.

ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Изложено адекватное информационной эпохе гуманитарное толкование учебноинформационных умений как освоенных способов понимания и создания текстов, обеспечивающих диалогическое взаимодействие личности с информацией. Установлена взаимообусловленность развития данных умений в образовательном процессе с развитием концептосферы личности, системы личностных смыслов, а также рефлексивности, субъектности, диалогического мышления.