Для цитирования:
Корчагин В. Н., Корчагина Л. Н. Формирование и регулирование инфраструктуры образовательного процесса в современной школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 392-397. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-392-397
Формирование и регулирование инфраструктуры образовательного процесса в современной школе
Необходимость построения в современной школе внеучебной воспитательной работы как системы ориентированного человековедения актуализируется в связи с неэффективностью традиционной системы воспитания, связанной с проведением разрозненных мероприятий в рамках направлений (идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, военно-патриотического и т. д.). Человека в воспитании нельзя разделить на части и по этим частям формировать в нем по отдельности те или иные качества, так как он всегда целостен и все начала в нем образуют единство. В контексте понимания воспитания как целенаправленного регулирования освоения ребенком системы социальных ролей (семейных, профессионально-трудовых, гражданских, интерсоциальных, эгосферных) в процессе осуществления человековедческой деятельности (семейноведческой, здравоведческой, коллективоведческой, трудоведческой, культуродосуговедческой, граждановедческой, интерсоциоведческой, эгосфероведческой, природоведческой) показано, что значительным фактором формирования личности обучающихся в образовательном пространстве современной школы является внутришкольная социально-педагогическая инфраструктура учебно-воспитательного процесса. Установлено, что она представляет собой системную совокупность условий в школе для целенаправленного и благотворного формирования личности, для освоения и выполнения ею объективной системы социальных ролей. Составными элементами такой социально-педагогической инфраструктуры являются организационно-управленческая, семейная, здравоведческая и санитарно-гигиеническая, коллективоведческая, гражданская, организационно-правовая, социально-педагогическая, учебная, дизайно-эстетическая, бытовая, культурно-досуговая, креативная инфраструктуры. На примере характеристики отдельных элементов социально-педагогической инфраструктуры доказано, что она касается абсолютно всех сторон жизни и деятельности обучающихся, и педагогический коллектив должен знать, какими свойствами она должна обладать, уметь ее создавать, развивать и регулировать.
1. Таланчук Н. М. Воспитание – синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. Казань, 1998. 135 с.
2. Александрова Е. А., Видт И. Е. «Педагогический ремонт» или способ создания атмосферы свободного обучения и воспитания // Директор школы. 2002. № 5. С. 3–9.
3. Сокольников Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1993. 200 с.
4. Ахметова Д. З. Школа-комплекс как социально-педагогическая система. Казань, 1997. 188 с.
5. Шипунов С. Г. Концептуальная модель развивающей социально-педагогической среды // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 132–144.
6. Корчагин В. Н., Корчагина Л. Н. Воспитание как система ориентированного человековедения // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 2. С. 36–37.
7. Львович В. А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов : автореф. … дис. канд. пед. наук. М., 2006. 18 с.
8. Елькина Н. А. Модель формирования дисциплинированности младших школьников в учебно-воспитательном процессе : автореф. … дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2009. 24 с.
9. Торохтий B. C. Состояние семейной инфраструктуры // Социально-педагогические проблемы семьи : сб. науч. ст. М., 2004. С. 65–74.
10. Куинджи Н. Н. Пути формирования здоровья школьников : метод. пособие. М., 2011. 139 с.
11. Чередова Е. А. Создание единой воспитательной среды «школа–семья» как условие успешного воспитания подрастающего поколения // Социализация молодежи в условиях развития современного образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 8–9 апреля 2004 г.) / под ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск, 2004. Ч. 1. С. 212–216.
12. Караева М. Г. Взаимодействие школы и социокультурной среды в процессе воспитания учащихся : автореф. … дис. канд. пед. наук. М., 2002. 18 с.
13. Синицын В. А., Шевелева Л. В. Особенности образовательной инфраструктуры при реализации модульных программ обучения в ДПО // Ползуновский вестник. 2010. № 4-2. С. 20–23.
14. Зацепина М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности : автореф…. дис. д-ра пед. наук. М., 2005. 44 с.
15. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения : пособие для учителя. М., 2000. 320 с.