Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 289-295. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 559)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373

Понятие «сопровождение» как педагогическая категория

Авторы: 
Сенаторова Ксения Павловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, заключается в уточнении педагогического аспекта понятия «сопровождение» в контексте современных требований к осуществлению образовательного процесса. Показано, что педагогическое сопровождение является одним из направлений работы педагога с детьми в образовательных организациях. При сопровождении между участниками образовательного процесса взаимоотношения должны носить субъект-субъектный характер. Для этого автор обращается к социальным характеристкам личности педагога, который может осуществлять сопровождение в образовательном процессе. Амбивалентность понятия «сопровождение», частота его использования различными специалистами породили необходимость уточнения его содержательно-смыслового наполнения относительно области знаний, чтобы предупредить взаимозамещение данного термина другими дефинициями. Гипотеза исследования: при условии выделения педагогического контекста и выделения особенностей деятельности педагога сопровождения понятие «сопровождение» закрепится в педагогической науке, обозначив границы его использования различными специалистами. Описаны современные подходы к раскрытию содержания понятия «сопровождение» как педагогической категории. Определены сходство и различия понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка (помощь)». Автор заключает, что процесс сопровождения обучающихся является актуальным для современной социокультурной ситуации. В организациях дополнительного образования данный процесс изучен недостаточно, что требует его дальнейшего изучения.

Список источников: 
  1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 24.07.2019).
  2. Адушкина К. В., Лозгачева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2017. 163 с. URL: eral.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf (дата обращения: 16.08.2019).
  3. Казин Э. М., Федоров А. И., Чванова Л. В. Психологопедагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетних как условие формирования адаптивно-развивающего потенциала индивида // Вестн. КемГУ. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. 2018. № 1. С. 20–26. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-2448-2018-1-20-26
  4. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора : содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. №. 3. С. 369–375. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.44.354
  5. Суворова С. Л., Блясова И. Ю. Партисипативное управление социально-педагогическим сопровождением развития личности подростков группы риска // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, № 1. С. 15–21. DOI: https://doi.org/10.14529/ped160102
  6. Испулова С. Н. Субъекты социально-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка-инвалида // Инклюзивное образование : теория и практика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. 955 с.
  7. Раимбаев Б. Б. Состояние проблемы здоровьесбережения обучающихся : из опыта работы педагогов службы сопровождения образовательных организаций Челябинской области // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 4. С. 85–100. DOI: https://doi.org/10.14529/ped190408
  8. Александрова Е. А., Носов А. Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе. М. : Сентябрь, 2015. 176 с.
  9. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. ТГПУ. 2011. Вып. 1. С. 109–113.
  10. Туровец Н. И. Педагогическое сопровождение и поддержка : сущность и соотношение понятий. Современные технологии и инновации в педагогической системе образования. Н. Новгород : НОО «Профессиональная наука», 2016. 72 с.
  11. Кучерова О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Изв. Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 174–178.
  12. Айрапетова В. А. Педагогическое сопровождение развития духовности старшеклассников // VI Пикалевские чтения. Гуманизация и гуманитаризация образования : материалы науч.-практ. конф. Ч. 1. СПб., Пикалево, 2004. С. 192–194.
  13. Сапожникова Т. Н. Процесс жизненного самоопределения как объект педагогического сопровождения старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2, № 2. С. 101–104.
  14. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика : между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU. 2017. № 12. С. 85–94.
  15. Косенко Л. Л. Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма // Достижения науки и образования. 2018. № 1 (23). С. 78–83.
  16. Ефимов А. А. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. Программа спецкурса. М. : Изд-во Ин-та общего образования Министерства образования РФ, 2002. 11 с.
  17. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот : социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб. : Ин-т специальной педагогики и психологии, 2000. 106 с.
  18. Семаго И. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51–59.
  19. Рыбакова Е. А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 26 с.
  20. Сластенин В. А., Колесникова И. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М. : Академия, 2006. 189 с.
  21. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. С. 108–111.
  22. Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка самостановления ребенка // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. семинара. Новосибирск : Новосибирский государственный пед. ун-т, 2015. 261 c.
  23. Горностай Т. Л., Степанова Н. А. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3, № 1. С. 7–11.
  24. Уразова А. Р. Модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (1). С. 145–147.
  25. Пономарева Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 171–174.
Опубликована: 
30.09.2020