Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


personality

Личностный образец: содержание понятия и место в педагогическом терминологическом аппарате

В статье сделана попытка систематизации некоторых научных позиций отечественных ученых, содержащих отдельные аспекты методологического исследования социокультурной динамики образования. В историко-педагогическом контексте рассматривается понятие «личностного образца» как носителя культуры, цели и ориентира образовании, раскрывается его содержание и определяется методологическое значение в системе «культура – образование», показано его место в педагогическом терминологическом инструментарии и соотношение с понятиями «цель образования», «педагогический идеал».

Конституциональная психология подростков и мужчин с делинквентным поведением и синдромом зависимости от алкоголя

С целью выявления особенностей и связей частных психодинамической, соматической и дерматоглифической конституций обследовано 45 подростков, 33 юноши и 250 мужчин с использованием психодиагностических методик, антропометрии и дактилоскопии.

Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи

Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработку программ развития молодежного лидерства, а также выраженной потребностью самих лидеров в эффективном саморазвитии с учетом представлений молодежи об их личностных характеристиках. Цель: выявление характеристик, значимых для современного молодежного лидера в представлениях студентов в зависимости от их пола и возраста.

Индивидуально-психологические предпосылки самореализации личности специалистов информационных технологий

Актуальность исследования обусловлена слабой разработанностью проблемы профессиональной самореализации ИТ-специалистов. Специфика профессиональной деятельности данной категории сотрудников определяет специфические требования к их индивидуально-психологическим особенностям, обеспечивающим успешность самореализации специалистов, осуществляющих информационно-компьютерную деятельность. Цель: выявление специфики самореализации ИТ-специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями.

Субъективное благополучие в связи с различными формами активности студенческой молодежи

Социальная активность является сферой социализации личности студентов и их самореализации. Исследование взаимосвязи приверженности различным формам социальной активности и характеристик субъективного благополучия позволит выяснить наиболее общие параметры согласованности активности и направленности личности студентов. Цель: провести анализ взаимосвязи характеристик субъективного благополучия и форм социальной активности.

Теоретические подходы к изучению феномена субъективного благополучия

Актуальность изучения теоретических подходов к исследованию феномена субъективного благополучия обусловливается необходимостью «примирения» различных исследовательских позиций относительно изучения данного явления на основе комплексного подхода. Несмотря на обилие современных научных публикаций в области психологии, посвященных вопросам изучения благополучия, наблюдается отсутствие единого понимания природы этого феномена. В научных кругах используются схожие по своему содержанию, но не имеющие строгой дифференциации определения этого понятия.

Исследование социальных рисков в среде студенческой молодежи

В статье анализируются психологические аспекты социальных рисков в среде студенческой молодежи; раскрываются содержательные характеристики и механизмы социальных рисков студенческой молодежи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ И ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются психологические аспекты социальных рисков во взаимосвязи с проблемой субъективного благополучия личности и групп; раскрываются характеристики социализации личности с точки зрения риск-порождающего и риск-потенциального поведения; обсуждаются вопросы социальной активности личности с разным уровнем и содержанием субъективного благополучия.

Динамика и личностные предикторы предпочитаемых стратегий преодоления курсантов военного вуза

Анализируются модели преодолевающего поведения в контексте военной социализации личности курсанта. Проведен анализ динамики стратегий поведения на протяжении всего периода обучения в военном вузе. Делается вывод об использовании стратегий преодолевающего поведения общекризисных явлений на третьем году обучения, выражающихся в снижении значимости активных и просоциальных стратегий и усилении пассивных и агрессивных.

Социокультурная матрица развития личности

В рамках авторской концепции рассматривается роль личностных репрезентаций «Я – Другой» для развития, становления и самодетерминации личности, сконструированных на разных уровнях взаимодействия субъекта (культура, социум, личность). Утверждается, что культура и социум создают необходимые условия для развития личности, конструируя своеобразную социокультурную матрицу, но за личностью остается право выбора смысловых оснований и ценностных ориентиров собственной траектории духовно-нравственного развития.

Страницы