Для цитирования:
Рягузова Е. В. Социокультурная матрица развития личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 34-39. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-34-39
Социокультурная матрица развития личности
В рамках авторской концепции рассматривается роль личностных репрезентаций «Я – Другой» для развития, становления и самодетерминации личности, сконструированных на разных уровнях взаимодействия субъекта (культура, социум, личность). Утверждается, что культура и социум создают необходимые условия для развития личности, конструируя своеобразную социокультурную матрицу, но за личностью остается право выбора смысловых оснований и ценностных ориентиров собственной траектории духовно-нравственного развития. Констатируется, что конструирование репрезентаций взаимодействия «Я – символический Другой», «Я – реальный Другой», «Я – персонализированный Другой» позволяет личности активно осваивать культуру, адаптироваться в социальном мире и самосозидаться как неповторимой индивидуальности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в психологических программах тренингов по развитию и самосовершенствованию личности, оптимизации ее реальных интеракций с Другими, а также для разработки программ по приобщению личности к ресурсным возможностям культуры.
1. Гусельцева М. С. Социальное пространство как культурно-психологическая реальность // Современная социальная психология : теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 2. С. 18‒28.
2. Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур // Избр. ст. : в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 110‒120.
3. Рягузова Е. В. Социальная психология личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой». Саратов, 2011. 304 с.
4. Рягузова Е. В. Личностные репрезентации взаимодействия «Я – Другой» : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2012. 49 с.
5. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures : The Hofstede model in context. Online readings in psychology and culture. Unit 2. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/8 (дата обращения: 09.08.2015).
6. Рягузова Е. В. Герой как культурное означающее // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 120‒125.
7. Барт Р. Мифологии. Mythologies. М., 2000. 320 с.
8. Шамионов Р. М. Социализация личности : системнодиахронический подход // Психологические исследования : электронный журн. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http: //psystudy.ru (дата обращения: 28.10.2015).
9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психологии. 1998. № 6. С. 3–17.
10. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». СПб., 1997. 332 с.
11. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры : в 2 т. / отв. ред. Л. А. Мостова. СПб., 1997. Т. 1. С. 115–138.
12. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. 368 с.
13. Пивоев В. М. Философия культуры. М., 2009. 428 с. 14. Бахтин М. М. К философии поступка. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_b/baht_postup.html (дата обращения: 17.06.2015).