Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В. Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4. С. 348-356. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-4-348-356, EDN: JNIVOE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 226)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.62
EDN: 
JNIVOE

Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработку программ развития молодежного лидерства, а также выраженной потребностью самих лидеров в эффективном саморазвитии с учетом представлений молодежи об их личностных характеристиках. Цель: выявление характеристик, значимых для современного молодежного лидера в представлениях студентов в зависимости от их пола и возраста. Гипотеза: в представлении девушек важными для молодежного лидера являются нравственные свойства его личности, в представлении юношей – его деловые качества, и по мере взросления студенты все больше ориентированы на деловую направленность своего лидера. Участники: студенты (N = 332) вузов г. Саратова в возрасте от 18 до 25 лет (M = 20,4; SD = 1,9), из них 60,2% – девушки. Методы (инструменты): анкета для изучения поведенческой активности и личностных свойств молодежных лидеров (И. В. Арендачук, М. А. Кленова, Н. В. Усова), основанная на конструктах теста «Я-лидер» (Е. С. Федоров, О. В. Еремин, в модификации Т. А. Мироновой) и результатов исследования личностных качеств молодежных лидеров (И. М. Филиппов). Результаты. Независимо от пола студенты в большей степени ценят в своем лидере поведенческую активность. Для девушек важна направленность лидера на саморазвитие, для юношей – на деловые качества. По мере взросления для девушек эти же качества лидера повышают свою значимость, у юношей с возрастом детерминация представлений о личности лидера его деловыми качествами снижается. Основные выводы. Студенты в большей степени ориентированы на поведенческую активность своих лидеров, чем на личностные качества, при этом девушки более требовательны к личности лидера, чем юноши. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической работе со студенческой молодежью по развитию у нее лидерских качеств, позволяющих проявлять социальную активность, добиваться позитивных изменений в обществе.

Список источников: 
  1. Klau M. Exploring youth leadership in theory and practice // New Directions for Youth Development. 2006. Vol. 2006, iss. 109. P. 57–87. https://doi.org/10.1002/yd.155
  2. Sherif V. Modeling Youth Leadership: An Integration of Personality Development Theories and Ethics // Journal of Leadership Education. 2019. Vol. 18, iss. https://doi.org/10.12806/V18/I2/T2. URL: https://journalofl eadershiped.org/wp-content/uploads/2019/04/18_2_sherif. pdf (дата обращения: 15.07.2023).
  3. Redmond S., Dolan P. Towards a conceptual model of youth leadership development // Child & Family Social Work. 2016. Vol. 21, iss. 3. P. 261–271. https://doi.org/10.1111/cfs.12146
  4. Yildirim A. Leadership qualities of youth // Cherkasy University Bulletin: Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 15. P. 20–31. https://doi.org/10.31651/2524-2660-2018-15-20-31
  5. Yildirim A. The analysis of youth leadership traits in terms of gender // Science and Education a New Dimension. 2019. Vol. 76, iss. 187. P. 7–10. https://doi.org/10.31174/SEND-PP2019-187VII76-01
  6. Minelgaite I., Edvardsson I., Zydziunaite V., Vaiman V. Cross-Cultural Leadership: Expectations on Gendered Leader’s Behavior // SAGE Open. 2015. Vol. 5, iss. 2. https://doi.org/10.1177/2158244015579727. URL: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/2158244015579727 (дата обращения: 15.07.2023).
  7. Wolniak G. C., Chen-Bendle E. C., Tackett J. L. Exploring gender differences in leadership aspirations: A four-year longitudinal study of college students from adverse backgrounds // AERA Open. 2023. Vol. 9. https://doi.org/10.1177/23328584231183665. URL: https://journals. sagepub.com/doi/10.1177/23328584231183665 (дата обращения: 15.07.2023).
  8. Dustin K. G., Lori L. M. Leaders’ perspectives: Identity in the context of leadership // Journal of Leadership Education. 2021. Vol. 20, iss. 1. P. 62–78. https://doi.org/10.12806/V20/I1/R5
  9. Benitez B. E. Studies in youth leadership development. Henderson : Freed ‒ Hardeman University, 2017. 22 p.
  10. Cansoy R., Turan S. The Youth leadership qualities scale: Reliability and validity study // Turkish Journal of Education. 2016. Vol. 1, iss. 1. P. 18–38.
  11. Васильева Е. В., Трегубов В. Н. Анализ диссертационных работ по лидерству // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 1. С. 113–119. http://dx.doi.org/10.32687/0869- 866X-2021-29-1-113-119 
  12. Вержибок Г. В. Социально-психологические контексты лидерства у студентов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. Т. 4, № 12. С. 9‒12. EDN: WWWCOH
  13. Никулина И. В. Формирование лидерских качеств у студентов // Самарский научный вестник. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 206–211. EDN: XBSZQV
  14. Селезнёва Е. В., Долотова О. Б. Представления студентов о качествах и поведении лидера // Акмеология. 2016. № 4 (60). С. 106–114. EDN: XIOVKD
  15. Науменко М. В., Рогова Е. Е. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития // Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 94. EDN: QZXYYH
  16. Бурцев С. А. Лидерство в молодежной среде: образно-символическое измерение // Гуманитарий Юга России. 2018. № 5. С. 53–62. http://dx.doi.org/10.23683/2227-8656.2018.5.4
  17. Щетинина Д. П., Зинченко С. С. Формирование компетенции «лидерство» в вузах // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 4. С. 269–283. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.4.16
  18. ДуброЮ. С. Содержание и структура лидерской компетентности старшеклассников // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 160–163. EDN: UGBTAN
  19. Лепаев Р. О. Диагностический инструментарий эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений // Вестник Костромского государственного университета им. Н. Ф. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1 . С. 115–118. EDN: TQKTBT
  20. Титова М. М. Гендерные аспекты лидерства: сравнительный анализ на основе поведенческих и ситуационных подходов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2. URL: https:// ekonomika.snauka.ru/2014/02/3811 (дата обращения: 15.07.2023).
  21. Логвинов И. Н. Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 97. С. 1367‒1376 EDN: SDCEKH
  22. Арендачук И. В., Кленова М. А., Усова Н. В. Социальная активность молодежных лидеров в представлениях молодежи разных поколений // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, вып. 4. С. 367–376. http://dx.doi.org/10.35634/2412-9550- 2022-32-4-367-376
  23. Парафиянович Т. А., Астрейко Л. Г. Социальнопедагогическое и психологическое сопровождение личностно-профессионального становления обучающихся. Минск : МГВРК, 2013. 149 с.
  24. Филиппов И. М. Формирование качеств молодежного политического лидера в социально-коммуникативном пространстве // Коммуникология. 2018. Т. 6, № 3. С. 130–139. http://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-3-130-139
  25. Sheppard L. Gender differences in leadership aspirations and job and life attribute preferences among U. S. undergraduate students // Sex Roles. 2018. Vol. 79, iss. 4. P. 565–577. https://doi.org/10.1007/s11199-017-0890-4
Поступила в редакцию: 
12.08.2023
Принята к публикации: 
15.09.2023
Опубликована: 
25.12.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 64)