Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шамионов Р. М. Субъективное благополучие в связи с различными формами активности студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1. С. 34-39. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-34-39, EDN: TZUICS

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 158)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 53)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:316.4
EDN: 
TZUICS

Субъективное благополучие в связи с различными формами активности студенческой молодежи

Авторы: 
Шамионов Раиль Мунирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Социальная активность является сферой социализации личности студентов и их самореализации. Исследование взаимосвязи приверженности различным формам социальной активности и характеристик субъективного благополучия позволит выяснить наиболее общие параметры согласованности активности и направленности личности студентов. Цель: провести анализ взаимосвязи характеристик субъективного благополучия и форм социальной активности. Предполагается, что разные формы активности имеют потенциал удовлетворения психологических потребностей студентов и установления баланса между желаемым и действительным. Участники. 215 студентов университетов России в возрасте 17–27 лет; средний возраст М = 20,2; SD = 2.44 (42.3% – мужчины). Методы (инструменты): анкета для выявления основных демографических характеристик и приверженности различным формам активности, которые объединены в четыре вида – гражданско-политическую, протестно-субкультурную, духовно-образовательную, досуговую. Для определения характеристик субъективного благополучия использованы: The Basic Needs Satisfaction in General Scale (M. M. Johnston, S. Finney); Шкала субъективного счастья (С. Любомирски и Х. Леппер); Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер); методика социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман). Результаты. Когнитивный компонент субъективного благополучия студентов сопряжен с их стремлением к гражданскому и политическому участию, добровольчеству, развитию своего потенциала, а также к образованию. Эмоциональный компонент позитивно связан с реализацией духовного поиска, образовательной активностью, саморазвитием и негативно – с протестными формами активности и участием в субкультурных движениях. Установлено: досуговые формы активности связаны с удовлетворением базовых потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими; протестно-субкультурные формы активности не способствуют в полной мере удовлетворению потребности в автономии и компетентности; приверженность студентов гражданско-политической и духовно-образовательной активности сопряжена с удовлетворением потребности в компетентности. Основные выводы. Наиболее психологически напряженные формы социальной активности студентов – протестные и участие в субкультурных движениях – связаны с фрустрацией базовых потребностей, социальной фрустрацией.

Список источников: 
  1. Manukyan V. R., Trubitsina A. A. Professional identity and subjective well-being of senior students. Peterburgskiy psikhologicheskiy zhurnal [Petersburg Psychological Journal], 2019, no. 26, pр. 1‒18 (in Russian).
  2. Danilenko O. I., Tsaturyan Ch. A. Features of the value sphere of students with different levels of subjective well-being. Voprosy psichologii, 2020, no. 3, pp. 68‒79 (in Russian).
  3. Shamionov R. M. The ratio of envy, subjective wellbeing and social skills. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 4, pp. 422–431 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-4-422-431
  4. Yashchenko E. F., Lazorak O. V. Coping strategies and accentuations of personality traits in fi rst-year students with different levels of subjective Well-being. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 4, pp. 1040 –1049 (in Russian). https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1040-1049
  5. Bokhan T. G., Ul’yanich A. L., Terekhina O. V., Vidyakina T. A., Galazhinskiy E. V. The features of subjective well-being among students in the conditions of educational migration. Social Psychology and Society, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 59‒76 (in Russian). https://doi.org/10.17759/sps.2021120105
  6. Danilenko O. I., Syui Id an’. Subjective well-being of Chinese students at different stages of training in institutes of higher education of Russia and China. Russian Psychological Journal, 2016, vol. 13, no. 4, pp. 137–156 (in Russian). https://doi.org/10.21702/rpj.2016.4.8
  7. Veselova E. K., Korjova E. Yu., Rudykhina O. V., Anisimova T. V. Social support as a resource for ensuring the subjective well-being of students. Social Psychology and Society, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 44‒58 (in Russian). https://doi.org/10.17759/sps.2021120104
  8. Belova E. Physically active lifestyle as a factor of subjective well-being of the student youth. Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel’ [Taurian Scientifi c Observer], 2017, no. 12-2 (29), pp. 20‒27 (in Russian). www.tavr.science
  9. Rasskazova E. I. Psychological self-regulation as factor of success in the management of own behavior in different life domains. Experimental Psychology (Russia), 2019, vol. 12, no. 3, pp. 148‒163 (in Russian). https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120312
  10. Shamionov R. M. The ratio of social activity and satisfaction of basic psychological needs, subjective well-being and social frustration of young people. Siberian Journal of Psychology, 2020, no. 77, pp. 176–195 (in Russian). https://doi.org/10.17223/17267080/77/9
  11. Shamionov R. M., Grigorieva M. V., Arendachuk I. V., Bocharova E. E., Usova N. V., Klenova M. A., Sharov A. A., Zagranichny A. I. Psikhologiya sotsial’noy aktivnosti molodezhi [Psychology of Social Activity of Youth]. Moscow, Pero Publ., 2020. 200 p. (in Russian).
  12. Johnston M. M., Finney S. J. Measuring basic needs satisfaction: Evaluating previous research and conducting new psychometric evaluations of the Basic Needs Satisfaction in General Scale. Contemporary Educational Psychology, 2010, iss. 35, pp. 280–290. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2010.04.003
  13. Osin E. N., Leontiev D. A. Approbation of RussianLanguage Versions of two Scales of Express Assessment of Sbjective Well-being. Materialy III Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa [Materials of 3rd All-Russian Sociological Congress]. Moscow, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2008. Available at: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (accessed 27 April 2022) (in Russian).
  14. Diener E., Helliwell J. F., Kahneman D., eds. International Differences in Well-Being. New York, Oxford University Press, 2010. 497 p.
  15. Vasserman L. I., Iovlev B. V., Berebin M. A. Metodika dlya psikhologicheskoy diagnostiki urovnya sotsial’noy frustrirovannosti i ee prakticheskoe primenenie. Posobie dlya vrachey i klinicheskikh psikhologov [Methodology for Psychological Diagnostics of the Level of Social Frustration and its Practical Application. Handbook for Doctors and Clinical Psychologists]. St. Petersburg, V. M. Bekhterev Institute Publ., 2004. 28 p. (in Russian).
  16. Eremina L. I. The value of creativity and social activity of students in socially transformative activity. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, iss. 2, pp. 155–159 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-2-155-158
  17. Verbina G. G., Verbina O. Yu. Subjective Well-Being of Students. The Human Factor: A Social Psychologist, 2016, no. 1 (31), pp. 370–375 (in Russian).
Поступила в редакцию: 
04.10.2022
Принята к публикации: 
15.12.2022
Опубликована: 
31.03.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 38)