Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


интеграция

Специальное образование и социокультурная интеграция – 2022: традиции и инновации (итоги научного форума)

Представлена информация о прошедшей 14–15 октября 2022 г. международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2022: традиции и инновации».

Процессы интеграции в системе образования

Актуальность изучения интеграционных процессов в системе образования обусловлена новыми требованиями к образовательной среде, выступающими основанием дальнейшего развития всей системы образования. Оптимизация интеграционных процессов в системе образования определяется принципами их реализации, предполагающими «управляемую самоорганизацию» интегрируемых структур в интересах человека, общества, государства. Цель: поиск и обоснование методов и средств оптимизации интеграционных процессов в системе образования.

Социальные аспекты в изучении нетипичного развития личности ребенка

Изложены данные теоретического анализа проблемы нетипичного развития личности ребенка; рассмотрено соотношение теорий развития личности и теорий социализации, взаимосвязь понятий «социальная  среда»  и  «образовательная  среда».  Представлена интерпретация социального восприятия индивида через понятие социальной диагностики нетипичности, включающей обыденную диагностику  (социальные  символы)  и  диагностику  социальной ситуации  жизни  (социальные  практики).  Систематизация  научных  подходов  (структурнофункционального,  социокультурного, экосистемного) изучения нети

Тенденции развития специального образования: социокультурный подход

В статье представлен социокультурный анализ проблемы трансформации института специального образования в России; рассмотрены основные факторы изменения его содержательных характеристик, ориентации на социальную интеграцию и образовательную инклюзию детей с расширенными потребностями. Анализируется мейнстрим специального (коррекционного) образования в России, связанный с внедрением интеграционно-инклюзивных практик обучения детей с расширенными образовательными потребностями. Представлен сравнительный анализ понятий «интегрированное» и «инклюзивное» образование.

Ресурсный центр как современная модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросам оказания помощи детям с нарушениями развития. Отмечая стигматизацию детей-инвалидов вследствие изоляции, недостаточной социализации, авторы констатируют трансформацию в современном обществе отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное и интегрированное образование рассматриваются как долгосрочная стратегия, определяемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.

Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетентности

Показано, что социокультурноинтердетерминистский диалогический подход акцентирует внимание на обусловленном интердетерминистском характере взаимоотношений ситуативной, личностной и активностной детерминант поведения, актуализирующихся в конкретном историкокультурном контексте. Обоснована необходимость рассмотрения проблематики личности в трехмерном континууме осознаваемогонеосознаваемогоэкзистенциального, позволяющего охватить все многообразие проявлений психологической феноменологии.

Профессиональная карьера: исследования, результаты, возможные перспективы

Цель настоящей работы – поиск и обоснование оптимальных возможностей (конструктивной методологии) продуктивного изучения карьеры как социально-психологического феномена. Рассмотрены феномен «профессиональная карьера», сложности его полноценной и адекватной научной экспликации. Одним из путей, способствующих конструктивному изучению карьеры, видится обращение к комплексу взаимодополняющих методологических подходов.

Проблема культурного развития будущих специалистов-менеджеров в системе высшего профессионального образования

В статье обосновывается необходимость создания образовательных условий для культурного становления и развития специалиста-менеджера в системе высшего профессионального образования как актуальной задачи в кризисных социальных условиях. Представлена идея реализации этой задачи через интеграцию образовательного процесса вуза.