Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Янчук В. А. Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетентности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 241-253. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-241-253

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 75)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316

Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетентности

Авторы: 
Янчук Владимир Александрович, Академия последипломного образования
Аннотация: 

Показано, что социокультурноинтердетерминистский диалогический подход акцентирует внимание на обусловленном интердетерминистском характере взаимоотношений ситуативной, личностной и активностной детерминант поведения, актуализирующихся в конкретном историкокультурном контексте. Обоснована необходимость рассмотрения проблематики личности в трехмерном континууме осознаваемогонеосознаваемогоэкзистенциального, позволяющего охватить все многообразие проявлений психологической феноменологии. Межкультурная компетентность рассмотрена в аспекте способности формирования разделяемых значений и переживаний на основе овладения знаниями о своеобразии языка, ценностей и норм, переживаний и поведенческих алгоритмов друг друга. Основание такого рода взаимопонимания создает диалог, предполагающий основанное на толерантности и плюрализме безусловное принятие другого, совместное расширение горизонтов, направленное на формирование и развитие согласованных и совместно пережитых значений и смыслов. 

Список источников: 
  1. Мазилов В. А., Янчук В. А. Культурный фрейминг россиян и белорусов: постановка проблемы// Социальный психолог. 2011. Вып. 1(21). С. 71‒80.
  2. Фабрикант М. С. Нарративный анализ как метод социально-психологического исследования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Минск, 2012. 24 с.
  3. Янчук В. А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. Минск, 2000.416 с.
  4. Янчук В. А. Психология постмодерна// Время как фактор изменений личности: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова. Минск, 2003. С. 175‒201.
  5. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Минск, 2005. 768 с.
  6. Янчук В. А. Постмодернистский, социокультурно-интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии// Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 1. С. 193‒206.
  7. Янчук В. А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования// Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 1.С. 207‒226.
  8. Янчук В. А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива объяснения в психологии// Методология и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 195‒209.
  9. Янчук В. А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии: словарь справочник. Минск, 2001. 48 с. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/2 (дата обращения: 12.03. 2014).
  10. Янчук В. А. Прогресс в понимании психологической феноменологии: социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива // Прогресс в психологии: критерии и признаки/ под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Марцинковской, А. В. Юревича. М., 2009. С. 262‒285.
  11. Янчук В. А. Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия// Психологический журнал. 2010. №2.С. 41‒48.
  12. Янчук В. А. Проблема теоретикоэмпирического изучения культурного фрейминга близкородственных культур и этносов// Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы пятой Всерос. науч. практ. конф. с междунар. участием(Абакан, 14–15 декабря2012 г.) / под общ. ред. В. Г. Морогина. Абакан, 2012. С. 20‒22.
  13. Yanchar S. C., Slife B. D.Putting it all together : toward a hermeneutic unity of psychology // Journal of Mind and Behavior. 2000. Vol. 21(3). P. 315–326.
  14. Goertzen  J.  R.Dialectical pluralism : a theoretical conceptualization of pluralism in psychology // New Ideas in Psychology. 2010. Vol. 28 (2). P. 201–209.
  15. Healy P.Toward an integrative, pluralistic psychology : On the hermeneuticodialogical conditions of the possibility for overcoming fragmentation // New Ideas in Psychology. 2012. Vol. 30. P. 271–280.
  16. Smythe W. E., McKenzie S. A.A vision of dialogical pluralism in psychology // New Ideas in Psychology. 2010. Vol. 28(2). P. 227–234.
  17. Teo T.Ontology and scientific explanation : pluralism as an a priori condition of psychology // New Ideas in Psychology. 2010. Vol. 28 (2). P. 235–243.
  18. Valsiner Y.Becoming integrative in science : rebuilding contemporary psychology through interdisciplinary and international collaboration // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2007. Vol. 41. P. 1–5.
  19. Ranganath K. A., Spellman B. A., JoyGaba J. A.Cognitive «‘categorybased induction»’ research and social «persuasion» research are each about what makes arguments believable : A tale of two literatures // Perspectiveson Psychological Science. 2010. Vol. 5. P. 115–122.
  20. Meiser T.Much Pain, Little Gain? Paradigmspecific models and methods in experimental psychology // Perspectives on Psychological Science. 2011. Vol. 6 (2). P. 183‒191.
  21. Sternberg R. J., Grigorenko E. L.Unified psychology //American Psychologist. 2001. Vol. 56 (12). P. 1069–1079.
  22. Bandura A.Social foundation of thought and action : a social cognitive theory. Englewood Cliffs, N.J., 1986. 650 p.
  23. Bandura A.Toward Psychology of Human Activity // Perspectives on Psychological Science. 2006. Vol. 1, №2. P. 164‒179.
  24. Franklin C. W.Theoretical perspectives in social psychology. Boston, 1982. 366 p.
  25. Bustamante R. M., Nelson J. A., Onwuegbuzie A. J. Assessing schoolwide. Сultural competence : implications for school leadership preparation // Educational Administration Quarterly. 2009. Vol. 45, №5. P. 793‒827.
  26. Sue D. W.Multidimensional facets of cultural competence // The Counseling Psychologist. 2001. Vol. 29, №6, November. P. 790‒821.
  27. Helms J. E., Richardson T. Q.How «multiculturalism» obscures race and culture as differential aspects of counseling competency // Multicultural counseling competencies : Assessment, education and training, supervision / eds. by D. B. PopeDavis, H. L. K. Coleman. Thousand Oaks, CA. 1997. P. 60‒79.
  28. Matsumoto D.The Cambridge dictionary of psychology / ed. by D. Matsumoto. Cambridge, 2009. 587 p.
  29. SpencerOatey H., Franklin P.Intercultural interaction : a multidisciplinary approach to intercultural communication. N.Y., 2009. 367 p.
  30. Hermans H. J. M. The dialogical self as a society of mind : introduction // Theory & Psychology. 2002. Vol. 12, №2. P.147–160.
  31. Hermans H. J. M.Introduction : the dialogical self in a global and digital age // Identity : An International Journal of Theory and Research. 2004. Vol. 4. P. 297–320.
Опубликована: 
06.10.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 45)