Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шинтяпина Ю. С. Процессы интеграции в системе образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 277-282. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-277-282

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 124)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.1

Процессы интеграции в системе образования

Авторы: 
Шинтяпина Юлия Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность изучения интеграционных процессов в системе образования обусловлена новыми требованиями к образовательной среде, выступающими основанием дальнейшего развития всей системы образования. Оптимизация интеграционных процессов в системе образования определяется принципами их реализации, предполагающими «управляемую самоорганизацию» интегрируемых структур в интересах человека, общества, государства. Цель: поиск и обоснование методов и средств оптимизации интеграционных процессов в системе образования. Определен комплекс методологических принципов, реализация которого позволяет оптимизировать процессы интеграции субъектов образования и образовательной среды в целом, – системный, интеграционный, синергетический и акмеологический подходы. Описаны содержание и специфика данных подходов, представлен анализ исследований в контексте заявленной проблематики. Одним из важнейших последствий интеграционных процессов в системе образования является развитие личности, усиление ее роли в «приращении» не только образовательного, но и социального капитала как значимого ресурса общественного развития.

Список источников: 
  1. Парсонс Т. О структуре социального действия. М. : Академический проект, 2002. 880 с.
  2. Титовец Т. Е. Генезис подходов к интеграции содержания образования. Сущность, виды и механизмы интеграционных процессов // Народная асвета. 2008. № 4. С. 3–5.
  3. Томакова Р. А., Томакова И. А., Брежнева А. Н. Интегративный образовательный процесс как фактор повышения качества образования в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 4 (29). С. 142–155.
  4. Гревцева Г. Я., Циулина М. В., Болодурина Э. А., Банников М. И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 262. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26857 (дата обращения: 25.02.2022). 5. Вашурина Е. В., Дрантусова Н. В., Евдокимова Я. Ш., Майбуров И. А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналитический обзор. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. 2006. 219 с.
  5. Ковалевский В. П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2 (25). С. 25–30.
  6. Асланова М. А., Алентьева М. А., Читао Л. Р. Интеграционные процессы в высшем образовании // Научно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах в свете теории и практики межкультурной коммуникации : межвуз. сб. / ред. С. В. Ляпун, А. А. Хатхе. Майкоп : Электронные издательские технологии, 2020. Т. 16. С. 12–16.
  7. Будущее университетских финансов: перспективы внебюджетного финансирования: сб. науч. тр. междунар. конф. / отв. ред. А. К. Клюев. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. 149 с. 
  8. Александрова Е. А., Максимова Е. А. Управление рисками в образовательных объединениях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 21–24.
  9. Максимова Е. А. Риски развития образовательных объединений // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 49–54.
  10. Синицына И. А., Корчаловская Н. В., Сундукова А. Х. Системно-синергетический подход в интерпретации социальных феноменов (на примере управления образованием) // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 97–107. https://doi.org/10.15372/PHE20180111
  11. Магауова А. С., Жангужинова М. Е., Алжигитова А. Т., Атымтаева Б. Е. Системный подход в педагогике // Евразийский Союз Ученых. 2014. № 5–2. С. 123‒126.
  12. Никулина Н. Н., Давитян М. Г., Шевченко С. Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 986–1005.
  13. Симонов В. М. Принцип дополнительности как методологическая основа интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания // Известия Волгоградского государственного пед. ун-та. 2005. № 1. С. 7‒11.
  14. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
  15. Морозова А. Р. Синергетическое управление образовательными организациями // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 3 (263). С. 128–133.
  16. Абдыров А. М. К вопросу об акмеологическом подходе в системе образования // Акмеология профессионального образования : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. / ред. О. Б. Акимова, Н. К. Чапаев, Н. В. Ломовцева. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 11–14.
  17. Скибицкий Э. Г. Интеграционные процессы в системе высшего профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование / науч. ред. Э. Г. Скибицкий. Новосибирск : Изд-во СИФБД, 2007. С. 13–23.
  18. Клюшин М. С. Основные подходы к методологии интеграционных процессов в вузе // Наука и образование XXI века : актуальные вопросы теории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. Н. Ярутова. Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2020. С. 107–114
Поступила в редакцию: 
27.03.2022
Принята к публикации: 
13.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022