Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Толочек В. А. Профессиональная карьера: исследования, результаты, возможные перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 19-29. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-19-29

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 131)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Профессиональная карьера: исследования, результаты, возможные перспективы

Авторы: 
Толочек Владимир Алекссевич, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Цель настоящей работы – поиск и обоснование оптимальных возможностей (конструктивной методологии) продуктивного изучения карьеры как социально-психологического феномена. Рассмотрены феномен «профессиональная карьера», сложности его полноценной и адекватной научной экспликации. Одним из путей, способствующих конструктивному изучению карьеры, видится обращение к комплексу взаимодополняющих методологических подходов. Предложен опыт разработки интегративного подхода, включающего комбинации возможностей системогенетического, экологического (экопсихологического) и подхода «системные триады». Показано, что любой методологический подход имеет свои ограничения и возможности: в русле системогенетического подхода успешно решаются задачи поуровневого анализа феномена и его генезиса, в русле экопсихологического – анализа основных типов взаимодействия в системе «человек – среда (окружение)», при подходе «системные триады» постулируется возможность оптимизации числа ключевых «измерений» фрагментов действительности, подлежащих изучению, достаточных для выявления и изучения их системных свойств. Утверждается, что три рассматриваемых методических подхода дополняются один другим в решении конкретных научных и практических задач (например, при анализе иерархических отношений в системах «субъект – среда», детализации механизмов взаимодействия в системах «субъект – субъект», выделении ключевых доминант явления и др.). Перспективами исследований феномена «профессиональная карьера» видятся дальнейшая разработка и привлечение возможностей процессуального (процессуально-генетического) подхода.

Список источников: 

1. Карпов А. В. Психология менеджмента. М., 1999. 248 с.
2. Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Представления учащихся, родителей и методистов об особенностях личности эффективного учителя // Ярослав. пед. вестн. 2014. Т. 2, № 4. С. 25–30.
3. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М., 2017. 262 c.
4. Толочек В. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. М., 2018. 186 с.
5. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития учителя. СПб., 2014. 320 с.
6. Могилёвкин Б. А. Карьерный рост : диагностика, технологии, тренинг. СПб., 2007. 336 с.
7. Москаленко О. В. Акмеология профессиональной карьеры личности. М., 2007. 352 с.
8. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Саратов, 2013. 200 с.
9. Синягин Ю. В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. М., 2001. 212 с.
10. Ганзен В. А. Системы в психологии. Л., 1984. 242 с.
11. Карпов А. В., Маркова Е. В. Стилевые особенности процесса принятия управленческих решений // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 3 (38). С. 80–86.
12. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара, 2011. 214 с.
13. Панов В. И. Экологическая психология : Опыт построения методологии. М., 2004. 196 с.
14. Баранцев Р. Г. Синергетика в современном естествознании. М., 2003. 144 с.
15. Бочарова Е. Е. Самоопределение личности как субъекта профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2012. Вып. 10. С. 121–128.
16. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психология социальной активности молодежи : проблемы и риски. Саратов, 2012. 384 с.
17. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Хазова С. А. Эмпирические варианты жизненного стиля современника в контексте совладания с трудностями // Медицинская психология в России. 2014. № 6. С. 9–17.
18. Занковский А. Н. Психология организационного лидерства : в поисках корпоративной синергии. М., 2015. 360 с.
19. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса : Новый диа лог человека с природой. М., 2003. 240 с.
20. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. 296 с.

Опубликована: 
28.02.2019