Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Скворцова В. О. Социальные аспекты в изучении нетипичного развития личности ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 168-174. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-168-174

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 74)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.035

Социальные аспекты в изучении нетипичного развития личности ребенка

Авторы: 
Скворцова Вероника Олеговна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы нетипичного развития личности ребенка; рассмотрено соотношение теорий развития личности и теорий социализации, взаимосвязь понятий «социальная  среда»  и  «образовательная  среда».  Представлена интерпретация социального восприятия индивида через понятие социальной диагностики нетипичности, включающей обыденную диагностику  (социальные  символы)  и  диагностику  социальной ситуации  жизни  (социальные  практики).  Систематизация  научных  подходов  (структурнофункционального,  социокультурного, экосистемного) изучения нетипичного развития ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями позволила сконструировать  социальную  модель  взаимодействия  в  обыденном и образовательном пространствах. Описаны функции института специального образования как необходимого условия воспроизводства культуры, социального контроля и социальной мобильности, как важнейшего фактора демократизации и гуманизации общества.

Список источников: 
  1. Радаев В. В., Шкаратан О. И.Социальная стратификация. М., 1995. 237 с.
  2. Ковалева А. И. Социализация личности : норма и отклонение. М., 1996. 224 с.
  3. Современная американская социология. М., 1997. 114 с.
  4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.323 с.
  5. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М., 1998.196 с.
  6. Слободчиков В. Образовательная среда : реализации целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования : культурные модели школ. 1997.Вып. 6. С. 177–184.
  7. Назарова А. А. Специальное образование как институт цивилизованного общества : автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 1999. 18 с.
  8. Замский Х. С. Умственно отсталые дети : история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995. 400 с.
  9. Зайцев Д. В. Институциализация специального образования // Социальные проблемы образования : методология, теория, технологии. Саратов, 1999. С. 138–140.
  10. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России : результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. С. 3–16.
  11. Thomson G. Legislation and provision for the mentally handicapped child in Scotland since // Oxford Review of Education. 1983. P. 18.
  12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1998. 208 c.
  13. Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996. С. 93.
Опубликована: 
30.06.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 45)