Для цитирования:
Скворцова В. О. Социальные аспекты в изучении нетипичного развития личности ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 168-174. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-168-174
Социальные аспекты в изучении нетипичного развития личности ребенка
Изложены данные теоретического анализа проблемы нетипичного развития личности ребенка; рассмотрено соотношение теорий развития личности и теорий социализации, взаимосвязь понятий «социальная среда» и «образовательная среда». Представлена интерпретация социального восприятия индивида через понятие социальной диагностики нетипичности, включающей обыденную диагностику (социальные символы) и диагностику социальной ситуации жизни (социальные практики). Систематизация научных подходов (структурнофункционального, социокультурного, экосистемного) изучения нетипичного развития ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями позволила сконструировать социальную модель взаимодействия в обыденном и образовательном пространствах. Описаны функции института специального образования как необходимого условия воспроизводства культуры, социального контроля и социальной мобильности, как важнейшего фактора демократизации и гуманизации общества.
- Радаев В. В., Шкаратан О. И.Социальная стратификация. М., 1995. 237 с.
- Ковалева А. И. Социализация личности : норма и отклонение. М., 1996. 224 с.
- Современная американская социология. М., 1997. 114 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.323 с.
- Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М., 1998.196 с.
- Слободчиков В. Образовательная среда : реализации целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования : культурные модели школ. 1997.Вып. 6. С. 177–184.
- Назарова А. А. Специальное образование как институт цивилизованного общества : автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 1999. 18 с.
- Замский Х. С. Умственно отсталые дети : история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995. 400 с.
- Зайцев Д. В. Институциализация специального образования // Социальные проблемы образования : методология, теория, технологии. Саратов, 1999. С. 138–140.
- Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России : результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. С. 3–16.
- Thomson G. Legislation and provision for the mentally handicapped child in Scotland since // Oxford Review of Education. 1983. P. 18.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1998. 208 c.
- Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М., 1996. С. 93.