Для цитирования:
Тарасов С. В. Суверенность психологического пространства личности в учебных группах полузакрытого типа (на примере кадетов и курсантов) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 4. С. 357-368. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-4-357-368, EDN: OCLUPG
Суверенность психологического пространства личности в учебных группах полузакрытого типа (на примере кадетов и курсантов)
Актуальность исследования суверенности психологического пространства личности в условиях полузакрытой учебной группы обусловлена ее ролью как показателя соотношения индивидуального и группового и ее регулятивной функцией. Цель: изучить выраженность параметров суверенности психологического пространства личности и их связь с социально-психологическими характеристиками в учебных группах полузакрытого типа на разных уровнях обучения (кадеты и курсанты). Гипотеза: кадеты как более младшая возрастная группа переживают ситуацию обучения в полузакрытой группе тяжелее, чем курсанты, что приводит к снижению выраженности параметров суверенности. Участники: 222 респондента, проживающие и обучающиеся в г. Москва (n = 107 кадет, в возрасте 15–17 лет, M = 15,9, SD = 0,69, 75% юноши и n = 115 курсантов, в возрасте 17–21 года, M = 18,4, SD = 1,88, 87% юноши). Методы (инструменты): для изучения суверенности применен опросник «Суверенность психологического пространства – 2010» (С. К. Нартова-Бочавер); для анализа социально-психологических характеристик использованы: методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова), методика определения индекса групповой сплочённости (К. Сишор), методика диагностики психологической атмосферы коллектива (А. Ф. Фидлер). Результаты: показано, что курсанты переживают бóльшую травматизацию суверенности психологических границ личности, чем кадеты. «Нормальный» уровень суверенности связан с ценностными ориентациями, индивидуальным опытом, сплоченностью и групповой атмосферой. Основные выводы: параметры суверенности психологического пространства личности в учебной группе полузакрытого типа обусловлены организационно-образовательной средой учреждений разного уровня обучения (среднее и высшее образование); социально-психологические характеристики выполняют роль поддержки суверенности в ситуации обучения в полузакрытой группе. Практическая значимость: результаты могут быть использованы с целью психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся психологами кадетских и военных образовательных учреждений.
- Сорокин П. С., Редько Т. Д. Современные исследования агентности в сфере образования: систематизация ключевых понятий и разработок // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2024. № 1. С. 236–264. https://doi.org/10.17323/vo-2024- 18131, EDN: VUHDOK
- Чернышев А. С., Сарычев С. В. Социально-психологическая модель учебной группы как субъекта жизнедеятельности // Ученые записки. Электронный научныйжурналКурского государственного университета. 2015. № 2 (34). С. 1–9. EDN: TWQLYH
- Тарасов С. В. Суверенность психологического пространства личности как показатель соотношения индивидуального и группового // Социальная психология: вопросы теории и практики : материалы IX Международной научно-практической конференции памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (Москва, 15–16 мая 2024 г.). М. : Изд-во МГППУ, 2024. С. 619–622. EDN: GIYCUQ
- Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный. Психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб. : Питер, 2008. 400 с. EDN: QXSBZL
- Дробышева Т. В., Тарасов С. В., Войтенко М. Ю. Факторы суверенности психологического пространства личности в учебных группах полузакрытого типа (на примере учащихся военного вуза) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4 (56). С. 307–317. EDN: OMQZUS
- Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность и особенности межличностного общения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 3. С. 42–50. EDN: SQYPDN
- Fromm E. Escape from freedom. US : Farrar & Rinehart Publ., 1941. 257 с.
- Шустова Л. Л., Камаева Е. В., Файзрахманов А. П. Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3 (47). С. 256–266. https://doi.org/10.18500/2304- 9790-2023-12-3-256-266, EDN: JOCHUN
- Дробышева Т. В., Тарасов С. В. Интегративный подход в исследовании полузакрытых учебных групп: обоснование и концептуальные представления // Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей : сборник научных трудов / отв. ред. Т. В. Дробышева, Т. П. Емельянова, Т. А. Нестик, Н. Н. Хащенко, А. Е. Воробьева. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2023. С. 113–120. EDN: IZZUYK
- Ясвин В. А. Образовательная среда: отмоделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с. EDN: OFJKFI
- Martin A. J., Papworth B., Ginns P. Motivation, Engagement, and Social Climate: An International Study of Boarding Schools // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 108, № 6. P. 772–787. https://doi.org/10.1037/edu0000086
- Pfeifer J. P., Pinquart M., Krick K. Social Relationships, Prosocial Behaviour, and Perceived Social Support in Students from Boarding Schools // Canadian Journal of School Psychology. 2016. Vol. 31, № 4. P. 279–289. https://doi.org/10.1177/0829573516630303
- Charbonneau D., Wood V. M. Antecedents and outcomes of unit cohesion and affective commitment to the Army // Military Psychology. 2018. Vol. 30, № 1. P. 43–53. https://doi.org/10.1080/08995605.2017.1420974
- Тишкова А. С., Стельмах С. А. Специфика ролевого конфликта и социально-психологической адаптации кадетов // СМАЛЬТА. 2021. № 1. С. 58–65. EDN: YBLPMK
- Боровик А. М. Специфика социально-психологической адаптированности воспитанников к условиям кадетской школы-интерната : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 28 с. EDN: ZPVRNN
- Левченко А. В., Станоева Ю. П. Особенности социально-психологической дезадаптации у воспитанников учреждений интернатного типа // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 319–323. EDN: OXLQHI
- Орлова Д. Г. Особенности психологического благополучия будущих офицеров войск национальной гвардии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 32–35. EDN: ZHFAVV
- Тарасов С. В. Социально-психологические факторы групповой рефлексивности учебной группы (на примере групп открытого и полузакрытого типа) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 2 (66). С. 312–323. EDN: HWPPYF
- Екимова В. И., Орлова Е. А. Образовательная среда кадетского корпуса как фактор формирования суверенности психологического пространства личности воспитанников-юношей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (31). С. 33–36. EDN: ZQJZNV
- Тарасов С. В., Дробышева Т. В. Суверенность психологического пространства личности в полузакрытой учебной группе: личностные и групповые факторы // Modern Psychology. 2021. Т. 4, вып. 2 (9). С. 334–342. https://doi.org/10.46991/SBMP/2021.4.2.334, EDN: ACLAKD
- Нартова-Бочавер С. К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства – 2010» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 3. С. 105–119. EDN: SGGWJX
- Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. 128 с. EDN: YRGLEX
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 188 с.
- Бочарова Е. Е. Ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 13–16. https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2012-1-4-13-16, EDN: RVTZAH
- Gross Y. Erikson’s Stages of Psychosocial Development // Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences / ed. by B. J. Carducci, C. S. Nave, J. Mio, R. Riggio. New Jersey (NJ) : John Wiley & Sons Ltd., 2020. P. 179–184. https://doi.org/10.1002/9781118970843.ch31
- Сорокин А. И., Шамионов Р. М. Соотношение социальной фрустрации и базисных убеждений, свойств личности, субъективного контроля военнослужащих войск национальной гвардии РФ // ИзвестияСаратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2 (50). С. 140–150. https://doi.org/10.18500/2304- 9790-2024-13-2-140-150, EDN: DGIVJD
- Агапова Г. В., Семоненко Ю. Ф., Махинов И. И. Адаптация курсантов первых курсов военных вузов как один из этапов становления профессиональных офицерских кадров // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 41–51. EDN: NZHAXK
- Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495). URL: https://base.garant.ru/192196/#friends (дата обращения: 20.08.2024).