ценностные ориентации

Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки научно обосно ванных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательной школы в условиях предпрофильной подготовки. Цель исследования – выявление особенностей профессионального самоопределения учащихся на этапе завершения основного общего образования и подготовки к профильному обучению.

Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости

Представлены результаты корреляционного исследования, целью которого является изучение взаимосвязи между гармоничностью ценностных ориентаций и социальной зрелостью. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что гармоничность ценностных ориентаций тесно связана с различными аспектами социальной зрелости (социальным статусом, экономическим статусом, личностной зрелостью). Эмпирическая база исследования составила 357 человек (мужчины и женщины в возрасте 18–30 лет, из них 178 женщин и 169 мужчин).

Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности

С позиций субъектно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна и разработанного Е. И. Кузьминой рефлексивно-деятельностного подхода, выступивших методологической основой проведенного нами экспериментального исследования самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций, уточнено психологическое содержание и обосновано диалектическое единство этих центральных феноменов личности, показаны эвристические возможности их комплексного исследования для более глубокого понимания развития личности.

Развитие этнокультурной толерантности подростков в условиях общеобразовательного процесса

Изложены результаты теоретического анализа проблемы раз- вития этнокультурной толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Показано, что этнокультурная то- лерантность является одной из основных ценностных ориента- ций подростков. Описаны содержательные и процессуальные характеристики становления этнической толерантности лично- сти в подростковом возрасте; выделены принципы, основные методы и формы её формирования в условиях общеобразова- тельного процесса.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Изложены основные результаты применения авторской методики «20 000 дней» (игровой имитационной процедуры) в ходе работы с различными группами учащейся молодежи по развитию ценностных ориентаций. Показано, что проблема определения иерархии ценностных ориентаций имеет универсальный характер в различных культурах. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в диагностической и в развивающей работе социального психолога.

Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований системы ценностей и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению. В качестве концептуальной основы изучения взаимосвязей ценностных ориентаций и социальных установок выступает диспозиционная система личности. Автор приходит к выводу, что неспособность реализации внутреннего напряжения во внешнем окружении приводит к его направленности на внутренний мир, что объясняет склонность к суицидальному поведению и повышает вероятность проявления суицидального поведения у подростков.