Для цитирования:
Арендачук И. В., Бочарова Е. Е., Фирсова Т. Г. Структурно-содержательные характеристики социальных представлений студенческой молодежи об успехе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 4. С. 369-377. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-4-369-377, EDN: SALCPP
Структурно-содержательные характеристики социальных представлений студенческой молодежи об успехе
Актуальность исследования обусловлена тем, что представление молодых людей об успехе характеризуют их сферу целеустремлений и выступают регулятором их концепции самоопределения и самореализации в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности. Ориентация на успех содержит оценочную интерпретацию результатов достижений и отношения к ним, обусловленных необходимостью решения как личностных, так и общественно значимых задач. Цель: изучить структурно-содержательные характеристики социальных представлений студенческой молодежи об успехе. Гипотеза: представление студенческой молодежи об успехе достаточно четко структурированы; содержательные характеристики представлены сочетанностью ориентацией на экстериоризированный и интериоризованный успех. Участники: студенты бакалавриата (N = 108) вузов г. Саратова (СГУ имени Н. Г. Чернышевского, СГТУ им. Гагарина Ю. А.) в возрасте от 19 до 22 лет (M = 20,50; SD = 1,5), женского пола 58% и мужского 42%. Методы (инструменты): ассоциативный эксперимент (К. Г. Юнг) (к слову-стимул «успех», написать не менее 5 слов), контент-анализ с последующей реализацией метода прототипического анализа П. Вержеса (P. Vergès). Результаты: выявлена структура и содержание социального представления об успехе. Содержание ядерных компонентов характеризуется сочетанностью ориентаций на успех как результат достижения цели, обеспечивающий материальное благополучие; как социальное признание; как преодоление препятствий. Содержание периферической системы представлений включает профессионально-образовательные устремления, а также проявление личностных качеств (конкурентоспособность, гибкость, изворотливость), способствующих стабильному достижению успеха. Основные выводы: в представлении об успехе молодые люди ориентированы на экстериоризированный успех (социальное одобрение и внешние достижения: материальные, социальные, статусные) в сочетании с ориентацией на интериоризованный успех (успех как результат собственной деятельности, успех как преодоление препятствий, успех как психическое состояние). Практическая значимость: результаты могут быть реализованы в разработке молодежных программ, а также программ психолого-педагогического содействия продуктивной реализации стремления к успеху.
- Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / под ред. С. Московичи. М. ; СПб. : Питер, 2007. С. 372–394.
- Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 26, № 27. С. 1–9. https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.725, EDN: QBGZPL
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 2005. 301 с. EDN: QODLDH
- Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 398 с. EDN: NOKVND
- Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Мельникова Д. В., Лаврешкин Н. В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 3. C. 8–25. https://doi.org/10.17759/sps.2022130302, EDN: JWMHBA
- Бочарова Е. Е. Представление личности о культурно-исторических фактах и их роли в детерминации социальной активности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 22–35. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-22-35, EDN: EALCMR
- Moscovici S. Social representations: Explorations in social psychology / ed. by G. Duveen. New York : New York University Press, 2000. 328 p.
- Doise W. Human rights studied as normative social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / ed. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford : Blackwell Publishers, 2001. P. 96–112.
- Jodelet D. Représentation sociale: Phénomènes, concept et théorie // Psychologie Sociale / Sous la dir. S. Moscovici. Paris : Presses Universitairesde France, 1989. P. 357–378.
- Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1990. 214 с.
- Батурин Н. А. Психология успеха и неудач. Челябинск : Изд-во Южно-Уральского ГУ, 1999. 100 с.
- Корж Е. М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2008. № 1. С. 31–47. EDN: MSNGUP
- Теплинских М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 92–97. EDN: KNVTGF
- Артамошина Ю. В. Представления об успехе и карьерные ориентации женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 6 (62). С. 295–299. EDN: JKFELZ
- Сысоенко А. В. Научно-практический взгляд на категорию «Успех» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3. С. 46–48. EDN: MVBPYV
- Лабунская В. А. Ефремова О. И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. М. : Гардарики, 1999. С. 321–334. EDN: TFKHBH
- Рикель А. М., Ермолаева Д. Д. Особенности представления об успехе у людей разных поколений // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2017. Т. 21. С. 65–77. EDN: ZHGOAR
- Карапетян Л. В. Социально-демографические и психологические предикторы успешности профессионалов // Организационная психология. 2019. Т. 2, № 3. С. 20–34. EDN: HMEXXN
- Waitley D. Psychology of success: Finding meaning in work and life. 6th ed. New York : McGraw-Hill Education, 2016. 407 p.
- Shoja M. M., Shane T. R., O’Brien D. Defining and Re-Defining Success // A Guide to the Scientific Career: Virtues, Communication, Research and Academic Writing. Hoboken, 2020. P. 3–13. https://doi.org/10.1002/9781118907283.ch1
- Nagaoka J., Farrington C. A., Ehrlic S. B., Heath R. D. Foundations for Young Adult Success: A Developmental Framework. Chicago : University of Chicago Consortiu m on School Research, 2015. 110 p.
- Johnson B. Soft Skills-Essential for Succes // BMH Medical Journal. 2021. Vol. 8, № 3. P. 99–102.
- Lyubomirsky S., King L. The Benefi ts of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success? // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131, № 6. P. 803–855. https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.6.803
- Григорьева О. В. Психофизиология состояния успеха // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 43–45. EDN: TEHNSD
- Lewin K. Field Theory and Learning // Teachers College Record. 1942. Vol. 43, iss. 10. P. 215–242. https://doi. org/10.1177/016146814204301006
- Анцыфирова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 512 с. EDN: QXPMHV
- Гусельцева М. С., Асмолов А. Г. Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 14–23. https://doi.org/10.33065/2307-1052- 2020-2-32-14-23, EDN: GEMCWX
- Paszenda W. Success in everyday life // Hermeneutics, Social Criticism and Everyday Education Practice / ed. by R. Włodarczyk. Wrocław : Instytut Pedagogiki uniwersytetu Wrocławskiego, 2020. P. 187–204.
- Whitehall A. P., Hill L. G., Yost D. M., Kidwel K. K. Being smart is not enough to ensure success: Integrating personal development into a general education course // The Journal of General Education. 2016. Vol. 65, iss. 3–4. P. 241–263. https://doi.org/10.5325/jgeneeduc.65.3-4.0241
- Деева Н. А. Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, № 3. С. 297–307. EDN: UYPPYG
- Толстоухова И. В. Представления о жизненном успехе магистрантов: социологический аспект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. 2023. № 2. С. 107–118. https:// doi.org/10.15593/2224-9354/2023.2.8
- Vergès P. L’Evocation de l’argent: Une méthode pour la défi nition du noyau central d’une représentation // Bulletin de Psychologie. 1992. T. XLV, № 405. P. 203–209. https://doi.org/10.1590/1413-82712018230403