Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В., Бочарова Е. Е., Фирсова Т. Г. Структурно-содержательные характеристики социальных представлений студенческой молодежи об успехе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 4. С. 369-377. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-4-369-377, EDN: SALCPP

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 33)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9
EDN: 
SALCPP

Структурно-содержательные характеристики социальных представлений студенческой молодежи об успехе

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Бочарова Елена Евгеньевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Фирсова Татьяна Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена тем, что представление молодых людей об успехе характеризуют их сферу целеустремлений и выступают регулятором их концепции самоопределения и самореализации в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности. Ориентация на успех содержит оценочную интерпретацию результатов достижений и отношения к ним, обусловленных необходимостью решения как личностных, так и общественно значимых задач. Цель: изучить структурно-содержательные характеристики социальных представлений студенческой молодежи об успехе. Гипотеза: представление студенческой молодежи об успехе достаточно четко структурированы; содержательные характеристики представлены сочетанностью ориентацией на экстериоризированный и интериоризованный успех. Участники: студенты бакалавриата (N = 108) вузов г. Саратова (СГУ имени Н. Г. Чернышевского, СГТУ им. Гагарина Ю. А.) в возрасте от 19 до 22 лет (M = 20,50; SD = 1,5), женского пола 58% и мужского 42%. Методы (инструменты): ассоциативный эксперимент (К. Г. Юнг) (к слову-стимул «успех», написать не менее 5 слов), контент-анализ с последующей реализацией метода прототипического анализа П. Вержеса (P. Vergès). Результаты: выявлена структура и содержание социального представления об успехе. Содержание ядерных компонентов характеризуется сочетанностью ориентаций на успех как результат достижения цели, обеспечивающий материальное благополучие; как социальное признание; как преодоление препятствий. Содержание периферической системы представлений включает профессионально-образовательные устремления, а также проявление личностных качеств (конкурентоспособность, гибкость, изворотливость), способствующих стабильному достижению успеха. Основные выводы: в представлении об успехе молодые люди ориентированы на экстериоризированный успех (социальное одобрение и внешние достижения: материальные, социальные, статусные) в сочетании с ориентацией на интериоризованный успех (успех как результат собственной деятельности, успех как преодоление препятствий, успех как психическое состояние). Практическая значимость: результаты могут быть реализованы в разработке молодежных программ, а также программ психолого-педагогического содействия продуктивной реализации стремления к успеху.

Список источников: 
  1. Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / под ред. С. Московичи. М. ; СПб. : Питер, 2007. С. 372–394.
  2. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 26, № 27. С. 1–9. https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.725, EDN: QBGZPL
  3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 2005. 301 с. EDN: QODLDH
  4. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 398 с. EDN: NOKVND
  5. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Мельникова Д. В., Лаврешкин Н. В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 3. C. 8–25. https://doi.org/10.17759/sps.2022130302, EDN: JWMHBA
  6. Бочарова Е. Е. Представление личности о культурно-исторических фактах и их роли в детерминации социальной активности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 22–35. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-22-35, EDN: EALCMR
  7. Moscovici S. Social representations: Explorations in social psychology / ed. by G. Duveen. New York : New York University Press, 2000. 328 p.
  8. Doise W. Human rights studied as normative social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / ed. by K. Deaux, G. Philogène. Oxford : Blackwell Publishers, 2001. P. 96–112.
  9. Jodelet D. Représentation sociale: Phénomènes, concept et théorie // Psychologie Sociale / Sous la dir. S. Moscovici. Paris : Presses Universitairesde France, 1989. P. 357–378.
  10. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1990. 214 с.
  11. Батурин Н. А. Психология успеха и неудач. Челябинск : Изд-во Южно-Уральского ГУ, 1999. 100 с.
  12. Корж Е. М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2008. № 1. С. 31–47. EDN: MSNGUP
  13. Теплинских М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 92–97. EDN: KNVTGF
  14. Артамошина Ю. В. Представления об успехе и карьерные ориентации женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 6 (62). С. 295–299. EDN: JKFELZ
  15. Сысоенко А. В. Научно-практический взгляд на категорию «Успех» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3. С. 46–48. EDN: MVBPYV
  16. Лабунская В. А. Ефремова О. И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. М. : Гардарики, 1999. С. 321–334. EDN: TFKHBH
  17. Рикель А. М., Ермолаева Д. Д. Особенности представления об успехе у людей разных поколений // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2017. Т. 21. С. 65–77. EDN: ZHGOAR
  18. Карапетян Л. В. Социально-демографические и психологические предикторы успешности профессионалов // Организационная психология. 2019. Т. 2, № 3. С. 20–34. EDN: HMEXXN
  19. Waitley D. Psychology of success: Finding meaning in work and life. 6th ed. New York : McGraw-Hill Education, 2016. 407 p.
  20. Shoja M. M., Shane T. R., O’Brien D. Defining and Re-Defining Success // A Guide to the Scientific Career: Virtues, Communication, Research and Academic Writing. Hoboken, 2020. P. 3–13. https://doi.org/10.1002/9781118907283.ch1
  21. Nagaoka J., Farrington C. A., Ehrlic S. B., Heath R. D. Foundations for Young Adult Success: A Developmental Framework. Chicago : University of Chicago Consortiu m on School Research, 2015. 110 p.
  22. Johnson B. Soft Skills-Essential for Succes // BMH Medical Journal. 2021. Vol. 8, № 3. P. 99–102.
  23. Lyubomirsky S., King L. The Benefi ts of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success? // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131, № 6. P. 803–855. https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.6.803
  24. Григорьева О. В. Психофизиология состояния успеха // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 43–45. EDN: TEHNSD
  25. Lewin K. Field Theory and Learning // Teachers College Record. 1942. Vol. 43, iss. 10. P. 215–242. https://doi. org/10.1177/016146814204301006
  26. Анцыфирова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 512 с. EDN: QXPMHV
  27. Гусельцева М. С., Асмолов А. Г. Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 14–23. https://doi.org/10.33065/2307-1052- 2020-2-32-14-23, EDN: GEMCWX
  28. Paszenda W. Success in everyday life // Hermeneutics, Social Criticism and Everyday Education Practice / ed. by R. Włodarczyk. Wrocław : Instytut Pedagogiki uniwersytetu Wrocławskiego, 2020. P. 187–204.
  29. Whitehall A. P., Hill L. G., Yost D. M., Kidwel K. K. Being smart is not enough to ensure success: Integrating personal development into a general education course // The Journal of General Education. 2016. Vol. 65, iss. 3–4. P. 241–263. https://doi.org/10.5325/jgeneeduc.65.3-4.0241
  30. Деева Н. А. Жизненная успешность как метаресурс в системе саморегуляции личности студентов, получающих среднее специальное и высшее образование // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, № 3. С. 297–307. EDN: UYPPYG
  31. Толстоухова И. В. Представления о жизненном успехе магистрантов: социологический аспект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. 2023. № 2. С. 107–118. https:// doi.org/10.15593/2224-9354/2023.2.8
  32. Vergès P. L’Evocation de l’argent: Une méthode pour la défi nition du noyau central d’une représentation // Bulletin de Psychologie. 1992. T. XLV, № 405. P. 203–209. https://doi.org/10.1590/1413-82712018230403
Поступила в редакцию: 
17.06.2024
Принята к публикации: 
27.08.2024
Опубликована: 
25.12.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 16)