Для цитирования:
Вагапова А. Р. Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 146-151. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-2-146-151
Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи
Обсуждается проблема направленной социализации молодежи; приведены данные психологических подходов (Г. Тард, В. С. Мухина, А. В. Петровский), лежащих в основе анализа сущности и механизмов социализации. Представлена авторская программа направленной социализации молодежи, выделены основные направления работы по сопровождению: профессионального самоопределения, процесса адаптации в высших учебных заведениях, становления профессиональных компетенций. Описаны основные условия для повышения эффективности каждого направления: актуализации субъектного опыта студентов и его включения в содержание профессиональной подготовки; создания возможностей для функционального единства обучения, воспитания, социального становления и самореализации личности студента. Автор приходит к выводу, что значение имеют качество среды, глубина процессов познания молодежью социального пространства, качество их преобразования и принятия.
1. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток, 2003. 125 с.
2. Альжев Д. В. Социальная педагогика. Справочно-информационный интернет-портал «Большая онлайн библиотека e-reading». URL: http://www.e-reading-lib.org/ book.php?book=99602 (дата обращения : 01.12.2012).
3. Бочарова Е. Е., Вагапова А. Р. Самоопределение личности как субъекта профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2012. Вып. 10. С. 121–128.
4. Дидковская Я. В. Профессиональное самоопределение студенчества : современные проблемы : дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2000. 182 с.
5. Браун Т. П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестн. Ко- стромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 3. С. 20–26.
6. Дружилов С. А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности : психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование : Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. Вып. 5. С. 46–56.