Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Акимов И. Б., Капцов А. В., Панов В. И., Ивкина И. А. Эмпирическое сравнение становления субъектности студентов среднего профессионального образования в академических и практических условиях их обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 4. С. 294-305. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-294-305, EDN: WYLLKF

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 96)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 78)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.99
EDN: 
WYLLKF

Эмпирическое сравнение становления субъектности студентов среднего профессионального образования в академических и практических условиях их обучения

Авторы: 
Акимов Игорь Борисович, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов Самарский филиал
Капцов Александр Васильевич, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Панов Виктор Иванович, Психологический институт РАО
Ивкина Ирина Александровна, Поволжский государственный колледж
Аннотация: 

Практическое обучение студентов в системе среднего профессионального образования (СПО) является важнейшим условием для развития их способности быть субъектами будущей профессии и, соответственно, мастерами своего дела. Становление субъектности рассматривается в рамках экопсихологического подхода. Цель: сопоставление влияния академического и практического обучения на становление субъектности студентов средних профессиональных учебных заведений. Гипотеза: практическая подготовка студентов в большей степени, чем академическое обучение, способствует формированию когнитивно-регуляторных способностей, что, в свою очередь, повышает эффективность становления стадий субъектности студентов в освоении ими профессиональной деятельности. Исследование проводилось на выборке двух экспериментальных и двух контрольных учебных групп (N = 77, студенты 3-го курса технической направленности, М = 18,4, Sd = 0,8) посредством диагностических методик: опросника стадий становления субъектности ОСС-С4 (А. В. Капцов, Е. И. Колесникова, В. И. Панов), опросника способов выполнения учебных действий ОСС-СФ3 (А. В. Капцов, Е. И. Колесникова), опросника стиля саморегуляции поведения ССП-М (В. И. Моросанова) и методики смысложизненных ориентаций СЖО (Д. А. Леонтьев). Выявлено, что в условиях академического обучения выраженность стадий становления субъектности студентов в системе СПО не имеет статистически значимых различий. Установлено, что практическая подготовка и академическое обучение имеют разные предикторы становления стадий субъектности, зависящие от специальности обучения. Показано, что учебные группы, находящиеся в условиях практической подготовки, делятся на две неравные неформальные микрогруппы в зависимости от преобладания экопсихологического субъект-совместного типа взаимодействия. При этом успешность становления стадии «Ученик» имеет предикторы в виде выраженности стадии, компонентов осознанной саморегуляции и смысл  о жизненных ориентаций. Значимость полученных результатов заключается в положительном влиянии практической подготовки на становление субъектности студентов, получающих среднее профессиональное образование. 

Список источников: 
  1. Сергиенко Е. А. Реализация принципа развития в исследованиях психологии субъекта // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 2. С. 5–18.
  2. Знаков В. В. Психология понимания человеческого мира. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 488 c.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.
  4. Зобков А. В. Ценностные ориентации студентов на разных стадиях становления педагогической субъектности // Развитие человека в современном мире. 2018. № 2. С. 66–74.
  5. Зобков В. А. Структурно-содержательные компетенции отношения человека к деятельности // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2 (23). С. 88–92
  6. Зобков А. В. Самооценка как акмеологический компонент саморегуляции учебной деятельности учащейся молодежи // Развитие человека в современном мире. 2017. № 1. С. 130–137.
  7. Ибрагимова Е. Н. Способность субъекта учебной деятельности к профессиональному саморазвитию: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 21 с.
  8. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека: учеб. пособие. М. ; Воронеж : Изд-во МПСИ ; МОДЭК, 2007. 352 с.
  9. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : ПЕР СЭ, 2002. C. 9–33.
  10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М. : Логос, 1996. 320 с.
  11. Плаксина И. В. Инновационная педагогическая деятельность с позиций экопсихологического подхода // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 103–109. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-103-109
  12. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психоди- дактическим технологиям / под ред. В. И. Панова. СПб. : Нестор-История, 2022. 402 с.
  13. Корнилова Т. В. Интеллектуальный и личностныйпотенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб. : Нестор-История, 2016. 344 с.
  14. Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение обучающегося в процессе развития субъектности старшеклассника // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 72–75. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-1-72-75
  15. Трофимова Н. С. Развитие субъектности личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа к новым условиям обучения: автореф. … дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2015. 24 с.
  16. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 254 с.
  17. Канаева Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 12 (20). URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 01.08.22).
  18. Макеева Г. А. Культурно-исторический подход к построению среднего профессионального образования // Цели и задачи образования, способствующие психическому и личностному развитию: сб. статей. М. : Белый ветер, 2020. С. 71–75.
  19. Bandura A. Toward a Psychology of Human Agency: Pathways and Refl ections // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 13, iss. 2. P. 130–136. https://doi.org/10.1177/1745691617699280
  20. Martin J., Gillespie А. A. Neo-Meadian Approach to Human Agency: Relating the Social and the Psychological in the Ontogenesis of Perspective-Coordinating Persons // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Vol. 44, iss. 3. P. 252–272. https://doi.org/10.1007/s12124-010-9126-7
  21. Sugarman J., Martin J tivist Psychology. 2011. Vol. 24, iss. 4. P. 321–323. https://doi.org/10.1080/10720537.2011.593472
  22. Панов В. И., Плаксина И. В. Субъектность студентов педагогического вуза в меняющейся образовательной среде // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 64‒83. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140205
  23. Панов В. И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 16–25.
  24. Капцов А. В., Панов В. И. Развитие способности как стадии становления субъектности (в контексте принципа фрактальности) // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 52–61.
  25. Акимов И. Б. Динамика стадий становления субъектности и когнитивно-регуляторных способностей выполнения учебных действий, обучающихся среднего профессионального образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2022. № 1 (31). С. 119–128.
  26. Капцов А. В., Некрасова Е. В. Аттракторы этапов формирования субъектности студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2. С. 98–107. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-98-107
  27. Некрасова Е. В. Особенности взаимосвязи стадий становления субъектности и способов выполнения учебных действий студентов разных курсов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 484–491. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-19
  28. Плаксина И. В. Результаты экспериментальной проверки экопсихологической модели становления субъекта учебно-профессиональной деятельности // Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. проф. В. А. Мазилова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. С. 321–324
  29. Abraham J. L. Dynamic systems theory: Application to pedagogy // The Dynamic systems approach to cognition. 2003. Vol. 11. P. 295–307. https://doi.org/10.1142/9789812564399_0015
  30. Капцов А. В., Колесникова Е. И., Панов В. И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2021. № 1 (29). С. 77–91.
  31. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Диагностика способов выполнения учебных действий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 1 (27). С. 134–149.
  32. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М. : Наука, 2010. 519 с.
  33. Леонтьев Д. А. Опросник смысложизненных ориентаций (СЖО). М. : Смысл, 2000. 18 с.
  34. Корешникова Ю. Н. Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2021. 207 с. 
Поступила в редакцию: 
27.07.2022
Принята к публикации: 
13.09.2022
Опубликована: 
23.12.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 30)