Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


субъектность

Особенности становления стадий субъектности магистрантов педагогического вуза

В статье описан результат исследования, проведенного в рамках эксперимента, направленного на изучение становления стадий субъектности магистрантов педагогического вуза. Субъектность рассматривается, в рамках экопсихологического подхода, как психическое новообразование, возникающее и развивающееся во взаимодействиях индивида с окружающей средой и/или представляющей ее субъектами. В вузе такой средой становится образовательная среда.

Структура феномена социально-психологического благополучия личности детей: концептуальные представления и результаты эмпирического исследования

Актуальность исследования: социально-психологическое благополучие детей редко становится предметом исследования в связи с трудностью выделения показателей данного вида субъективного благополучия, их изменчивостью на разных стадиях первичной социализации. Частичное решение данной проблемы возможно посредством разработки понятия «социально-психологическое благополучие личности» (СПБЛ), его операционализации и психометрической проверки модели на конкретной возрастной выборке. Цель: психометрическая проверка структуры социально-психологического благополучия.

Современные направления исследований субъектности подростков

Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом числа исследований, посвященных субъектности подростков, требующих анализа. Субъектность подростков все чаще рассматривается не просто как естественный феномен развития, но как желаемый образовательный и воспитательный результат, находящийся в фокусе внимания психологов и педагогов, что указывает на необходимость более четкого понимания процесса ее развития.

Структура феномена социально-психологическое благополучие личности детей: концептуальные представления и результаты эмпирического исследования

Аннотация. Актуальность исследования: социально-психологическое благополучие детей редко становится предметом исследования в связи с трудностью выделения показателей данного вида субъективного благополучия, их изменчивостью на разных стадиях первичной социализации. Частичное решение данной проблемы возможно посредством разработки понятия «социально-психологическое благополучие», его операционализации и психометрической проверки модели на конкретной возрастной выборке.

Структура феномена социально-психологическое благополучие личности детей: концептуальные представления и результаты эмпирического исследования

Актуальность исследования: геополитическая ситуация развития современного российского общества актуализирует интерес к исследованию различных видов благополучия. Настоящее исследование посвящено обоснованию и эмпирической проверке структуры социально-психологического благополучия личности (СПБЛ).

Формирование границ субъектности в дошкольном возрасте: предикторы и специфика

Изложены теоретические положения, касающиеся становления субъекта  в  детском  возрасте  и  вариантов  проявления  границ субъектности.  Показано,  что  детско-родительские  отношения играют  главную  роль  в  формировании  границ  субъектности. Представлены  результаты  эмпирического  исследования,  выполненного  на  выборке  детей  дошкольного  возраста  (n = 65, 4–6 лет)  и  их  родителей  (n = 65,  25–46 лет)  с  применением диагностического  инструментария:  «Опросник  родительского  отношения»  (А. Я. Варга,  В. В.

Социо-когнитивный подход в исследовании социально-психологической зрелости личности

Изложены данные теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия. Социально-психологическая зрелость личности рассмотрена и как психологический конструкт, порождаемый в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов зрелости, и как субъектность, смысловое, когнитивное образование личности. Представлены история развития и основные положения социо-когнитивного подхода в психологических исследованиях.

Педагогическое сопровождение обучающегося в процессе развития субъектности старшеклассника

Рассматриваются возможности и ограничения педагогического сопровождения старшеклассников в процессе развития их субъектности в образовательной среде на основе рефлексивно-средового подхода. Представлено понимание субъектности как интегративного качества личности, включающее в себя активность, рефлексивность, осознанность ценностных ориентаций и ряд других субъектных свойств.

Значимые идеи акмеологии воспитания в контексте наследия Б. Г. Ананьева

Представлены некоторые подходы к теории акмеологии воспитания в ключе исследований Б. Г. Ананьева. Цель исследования, представленного в статье, – теоретическое осмысление феномена воспитания с опорой на достижения не только педагогики, но и других наук о человеке, и прежде всего психологии и акмеологии. Показано, что акмеология как наука о самореализации творческого потенциала на пути к вершинам продуктивности не может обойти вниманием такую проблему, как развитие субъектности человека.

Педагогическое содействие субъектности школьника

Педагогическое со-действие это ориентация педагога на активность самого школьника в процессе самоопределения. Педагогическая практика в пространстве субъектности школьника задается пространствами особых человеческих отношений, со-бытийной общности, совместной целе- и ценностно определенной деятельности, рефлексивного сознания. Представлены два направления деятельности педагога: педагогическая поддержка и содействие через создание воспитательного пространства как со-бытия в атмосфере взаимопонимания, сотворчества и взаимоуважения.