Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Войтенко М. Ю., Дробышева Т. В. Структура феномена социально-психологического благополучия личности детей: концептуальные представления и результаты эмпирического исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 4. С. 322-333. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-4-322-333, EDN: HJGYDI

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 40)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.072:316.61
EDN: 
HJGYDI

Структура феномена социально-психологического благополучия личности детей: концептуальные представления и результаты эмпирического исследования

Авторы: 
Войтенко Мария Юрьевна, Институт психологии РАН
Дробышева Татьяна Валерьевна, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Актуальность исследования: социально-психологическое благополучие детей редко становится предметом исследования в связи с трудностью выделения показателей данного вида субъективного благополучия, их изменчивостью на разных стадиях первичной социализации. Частичное решение данной проблемы возможно посредством разработки понятия «социально-психологическое благополучие личности» (СПБЛ), его операционализации и психометрической проверки модели на конкретной возрастной выборке. Цель: психометрическая проверка структуры социально-психологического благополучия. Гипотеза: существует связь показателей в трех компонентах СПБЛ, при этом все показатели компонента «самоотношение» будут положительно связаны со всеми показателями двух других компонентов СПБЛ, в то время как не все показатели компонентов «отношения со значимыми другими» и «субъектность» связаны междусобой. Участники: 116 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до 7 лет (M = 6,1; SD = 0,40), 50% муж. пол; все жители г. Москва. Методы (инструменты): для изучения эмпирических референтов «самоотношения» использована методика «Типология субъектной регуляции ребенка» (С. В. Хусаинова, Г. С. Прыгин) и проективная методика «Нарисуй историю» (Р. Сильвер); «отношения с другими» изучено посредством методик «Секрет» (Т. А. Репина), «Семья в представлениях детей» (Т. В. Дробышева, И. Н. Микиева), «Рисунок семьи» и уточняющей беседы; показатели «субъектности» выявлены посредством методики «Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян); анкета, направленная на фиксацию социально-демографических характеристик детей. Результаты : на основе теоретического анализа сформулировано понятие СПБЛ детей, обоснована его структура. Эмпирически подтверждено предположение о трехкомпонентной структуре СПБЛ, установлена высокая согласованность показателей СПБЛ внутри каждого из компонентов. Выводы: в структуре СПБЛ самоотношение выполняет ведущую роль, связывая между собой два других компонента – «субъектность» и «отношения со значимыми другими». Удовлетворенность респондентов отношениями с другими зависит от непротиворечивости их самооценок и модальности самоотношения. Позитивное самоотношение актуализирует субъектные качества детей (проявление ими инициативы, самостоятельности и выдержки во взаимодействии со сверстниками). Практическая значимость: результаты могут быть применены в практике психологического обследования детей, организации просветительской работы, психологического консультирования родителей.

Список источников: 
  1. Коропец О. А., Федорова А. Э., Плутова М. И., Мельникова А. С., Поленц И. А., Шкурин Д. В. Социально-психологическое благополучие работников Индустрии 4.0 : монография / под ред. З. Двораковой, А. Э. Федоровой, О. А. Коропец [электронное издание]. Sedlčany: Ústav personalistiky, 2021. URL: http:// elar.urfu.ru/handle/10995/106086 (дата обращения: 06.07.2024). EDN: BXQYFU
  2. Самородова Е. М. Социально-психологическое благополучие студентов и формирование условий инклюзивного образования в университете через призму социологического исследования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 9. С. 160–167. EDN: XKTLVR
  3. Шихшунатова Л. М., Савченко Д. В. Теоретические подходы к социально-психологическому благополучию лиц пожилого возраста // Наукосфера. 2021. № 2. С. 51–57. https://doi.org /10.5281/zenodo.4554673, EDN: QWJBSX
  4. Осьмук Л. А., Мельникова М. С. Психосоциальное благополучие студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшей школы // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 84–94. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110307, EDN: RDIJCP
  5. Кузьмишина Т. Л., Подымова Л. С. Социально-психологическое благополучие в школе: к проблеме исследования // Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия : сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции. Махачкала : Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 2021. С. 137–141. EDN: MWWUJE
  6. Климова Е. А. Социально-психологическое благополучие детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве // Гуманизация образования. 2019. № 2. С. 123–133. https://doi.org/10.24411/1029-3388- 2019-10024, EDN: PZHSOE
  7. Mansur J. A. Socio-psychological well-being of children in Educational institutions // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов V Международной научно-практической конференции. М. : Изд-во ПАРНАС, 2022. С. 340–343. EDN: ZZYNGY
  8. Иванова Е. В., Шаповаленко И. В. Проблема психологического и эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 52–63. https://doi. org/10.17759/jmfp.2023120305, EDN: DQTSKA
  9. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 16–26. https://doi.org/10.17759/ pse.2019240502, EDN: HJRCEA
  10. Брук Ж. Ю., Игнатжева С. В., Волосникова Л. М., Семеновских Т. В. Когнитивный компонент в структуре субъективного благополучия детей // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. C. 85–100. https://doi.org/10.17759/pse.2021260507, EDN: ZOHBRW.
  11. Ahmetoğlu E ., Acar I., Aşık-Öztürk M. Parental involvement and children’s peer interactions // Current Psychology. 2022. Vol. 41, № 4. P. 4447–4456. https://doi.org/10.1007/s12144-020-00965-0
  12. Белкина В. Н. Диалог со сверстниками как фактор развития социальной компетентности у дошкольника // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 186–192. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-2-89-18, EDN: PNGUIE.
  13. Римашевская Л. С., Атарова А. Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. 2019. № 1 (91). С. 58–69. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-10040, EDN: WHEFVV
  14. Хохлачёва И. В., Смирнова Е. О. Родительская позиция и отношение дошкольников к сверстникам // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 4. С. 57–70. EDN: LLZTMV
  15. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М. : АН СССР. Ин-т психологии, 1977. 144 с.
  16. Пантилеев С. Р. Caмooтнoшeниe кaк эмoциoнaльнooцeнoчнaя cиcтeмa. M. : Изд-во MГУ, 1991. 108 c.
  17. Сергиенко Е. А. Психическое развитие с позиций системно- субъектного подхода. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. 279 с. EDN: OGNLRM
  18. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности. Ижевск ; Набережные Челны : Изд-во Института управления, 2009. 565 с. EDN: WJVJET
  19. Хусаинова С. В. Типологические особенности и развитие саморегуляции поведения старших дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. НабережныеЧелны, 2002. 185 с.
  20. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. М. : Когито-Центр, 2015. 526 с. EDN: XNLNTP
  21. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М. : Педагогика, 1988. 230 с.
  22. Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю., Микиева И. Н. Социально-психологические факторы психологического здоровья детей в условиях детского сада // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского : в 2 т. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. Т. 2. С. 405–408. EDN: SEQWEP
  23. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М. : ВЛАДОСПРЕСС, 2006. 159 с. EDN: QXOVHX
  24. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск : Унiверсiтэцкае, 1997. 120 с.
  25. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси : Мецниереба, 1989. 204 с.
  26. Хохлачёва И. В. Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками : дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 155 с. EDN: QEOHRL
  27. Габдулина Л. И. Особенности самоотношения и оценки отношений с другими у лиц, удовлетворённых и не удовлетворённых своими отношениями с окружающими людьми // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 6. URL: https://mir-nauki. com/PDF/66PSMN622.pdf (дата обращения: 10. 06. 2024). EDN: RBYQLX
  28. Шамионов Р. М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 1. С. 49–99. EDN: MJXGKU
Поступила в редакцию: 
27.07.2024
Принята к публикации: 
09.09.2024
Опубликована: 
25.12.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 18)