Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. Трансформационная одаренность личности: роль профессиональной идентичности и субъектности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 16-26. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-16-26, EDN: JFZUBQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 25)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9
EDN: 
JFZUBQ

Трансформационная одаренность личности: роль профессиональной идентичности и субъектности

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена запросом общества на выявление и поддержку одаренных людей, представляющих собой неотчуждаемый капитал и ресурс его инновационного развития, а также важностью определения детерминант и механизмов одаренности в онтогенетическом, социокультурном и социально-психологическом контекстах. Представлен анализ трансформационной одаренности личности, которая предполагает устойчивую амплификацию природного дара, уровня мастерства и самосовершенствования, артикуляцию нового профессионального видения, создание новаторского языка, продуктивное воздействие на профессиональное преобразование Других и конструктивное влияние на культуру в целом. Цель: выявление многомерных доминантных динамических личностных образований, выступающих необходимой основой для трансформации таланта личности в преобразующую одаренность в рамках определенного социокультурного хронотопа. В качестве исследовательского кейса трансформационной одаренности предлагается «архитектура жизни» Константина Степановича Мельникова – выдающегося русского архитектора мирового уровня, новатора, значительно опередившего время, предложившего новый взгляд на смысловое наполнение архитектуры и ее философию, пережившего «золотой сезон» своего триумфа и десятилетия забвения. Феноменологический анализ проводится на основе нарративов самого Мельникова, через реконструкцию его субъективных репрезентаций и понимания себя и мира. Результаты: выявлены два важнейших интрапсихических регулятора трансформационной одаренности, которые выступают необходимой основой превращения ресурса дарования в трансформационную одаренность – устойчивая профессиональная идентичность, связанная с глубокой вовлеченностью и субъективной удовлетворенностью выбранной ролью и сформированным духовно-ценностным отношением к профессии; субъектность, определяющая уровень самоуправления и жизнетворчества личности в социальной среде. Выводы: для достижения синергетического эффекта от интеграции профессиональной идентичности и субъектности личности как необходимых предпосылок трансформационной одаренности важен социокультурный контекст, в рамках которого создаются условия для ее проявления и амплификации, а сама одаренная личность выступает субъектом культуры. Практическая значимость: результаты теоретической рефлексии могут служить основой для разработки технологий психологического сопровождения одаренной личности, фасилитации ее субъектности и формирования устойчивой профессиональной идентичности.

Список источников: 
  1. Мельников К. С. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика. М. : Искусство, 1985. 311с.  
  2. Донецкий Б. Н. Уроки Мельникова // Годы и люди (вып. 5, с. 145–154). Саратов : Приволжское книжное издательство, 1990. 315 с.  
  3. Рягузова Е. В. От дара Других к дару Другим: социокультурный аспект одаренности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 180–187. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-180-187, EDN: NQNBQC  
  4. Богоявленская Д. Б., Пирлик Г. П. Ответ на необоснованность нового пути развития одаренности // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 1. С. 132–141. https://doi.org/10.17759/pse.2023280108, EDN: AEMKPK  
  5. Кабрин В. И. Транскоммуникативный подход в интерпретации личностной одаренности и креативности // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 154–160. EDN: PZEHPN  
  6. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2011. 464 с. EDN: RBCBWB  
  7. Шумакова Н. Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 8–16. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100401, EDN: KZDKBQ  
  8. Щебланова Е. И. Концепции и модели интеллектуальной одаренности детей: мировые тенденции и перспективы в XXI веке // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. Т. 16, № 2. С. 23–36. https://doi.org/10.11621/TEP-23-10, EDN: CNLILP  
  9. Юркевич В. С. От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода» // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 33–43. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100403, EDN: CCLSTZ  
  10. Sternberg R. J. Transformational vs. Transactional Deployment of Intelligence // Journal of Intelligence. 2021. Vol. 9, iss. 1. Article 15. https://doi.org/10.3390/jintelligence9010015  
  11. Tannenbaum A. J. Gifted Children: Psychological and Educational Perspectives. New York : Macmillan Publishing, 1983. 527 р.  
  12. Sternberg R. J. Giftedness as Developing Expertise: A theory of the interface between high abilities and achieved excellence // High Ability Studies. 2001. Vol. 12, № 2. P. 159–179. https://doi.org/10.1080/13598130120084311  
  13. Sternberg R. J. WICS as a model of giftedness // High Ability Studies. 2003. Vol. 14, № 2. P. 109–137. https://doi.org/10.1080/1359813032000163807  
  14. Subotnik R. F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. C. Unlocking Creative Productivity: A Talent Development Approach // Journal of Modern Foreign Psychology. 2021. Vol. 10, № 4. P. 17–32. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100402  
  15. Paik S. J., Kunisaki L. T., Tran V. Q., Marshall-Harper K. R. Understanding the talent development of notable artists and scientists of color and women: Why contextual factors matter // European Journal of Training and Development. 2022. Vol. 47, № 3/4. P. 301–326. https://doi.org/10.1108/ejtd-07-2021-0100, EDN: DIQPJE  
  16. Грязева-Добшинская В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. М. ; Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 1993. 45 с. EDN: YHLBJR  
  17. Sternberg R. J. Transformational Giftedness: Rethinking Our Paradigm for Gifted Education // Roeper Review. 2020. № 42. P. 230–240. https://doi.org/10.1080/02783193.2020.1815266  
  18. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Успех в жизни: личное и общественное // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Т. 29, № 1. С. 137–142. EDN: WAEWKC  
  19. Choi D., Kaufman J. C. Respecting the Invisible: Transactional and Transformational Approaches to Giftedness // The Palgrave Handbook of Transformational Giftedness for Education / eds. R. J. Sternberg, D. Ambrose, S. Karami. Cham : Palgrave Macmillan, 2022. Р. 43–59. https://doi.org/10.1007/978-3-030-91618-3_3  
  20. Mendaglio S. Sternberg’s transformational and transactional giftedness: A Dabrowskian interpretation // SENG Journal: Exploring the Psychology of Giftedness. 2023. Vol. 2, № 2. P. 35–42. https://doi.org/10.25774/6bjv-4j73  
  21. Hines E. M., Ford D. Y., Middleton T. J., Fletcher E. C., Moore III J. L., Wright B. L., Grantham T. C. Good Trouble, Necessary Trouble: Adding Culture to Transformational Gifted and Talented Students and Programs // Roeper Review. 2023. Vol. 345, № 3. P. 150–160. https://doi.org/10.1080/02783193.2023.2212370  
  22. Sternberg R. J., Chowkase A., Desmet O., Karami S., Landy J., Lu J. Beyond Transformational Giftedness // Educ. Sci. 2021. Vol. 11, iss. 5. Article 192. https://doi.org/10.3390/educsci11050192  
  23. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. М. : Архитектура-С, 2006. 296 с. EDN: QNMMSD  
  24. Кузнецов П. В. Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей. Berlin ; М. : Dom publishers ; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, 2017. 223 с.  
  25. Морозов И. В. Моральный закон Дома, или Мгновенность соло личности (к 130-летию рождения Константина Мельникова) // Искусство и культура. 2020. Т. 1, № 37. С. 52–58.  
  26. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2003. № 3. С. 56–65. EDN: THLMIH  
  27. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М. : МОСУ, 2001. 272 с. EDN: SXONER  
  28. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Иванова Т. Ю. Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 4. С. 115–135. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.05, EDN: WBNFSL  
  29. Водопьянова Н. Е., Гофман О. О. Профессиональная идентичность с позиций субъектно-ресурсного подхода // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 6–17. EDN: WJDFNH  
  30. Александрова Ю. Ю., Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении: постановка проблемы // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. Т. 3, № 55. С. 64–77. EDN: YKYOKE  
  31. Кучеренко С. В. Категориальный анализ понятия «профессиональная идентичность» // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. Т. 1, № 53. С. 127–132. EDN: UOJLHC  
  32. Зиммель Г. Избранное : в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. М. : Юрист, 1996. 607 с.  
  33. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 2. С. 5–18. EDN: SDVFST  
  34. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «Модэк», 1996. 392 с. EDN: TERKXV  
  35. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 272 с.  
  36. Петровский В. А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе // Мир психологии. 2021. Т. 105, № 1-2. С. 174–193. EDN: KENLUO  
  37. Сергиенко Е. А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. 390 с. EDN: OGNLRM
Поступила в редакцию: 
10.09.2024
Принята к публикации: 
16.12.2024
Опубликована: 
31.03.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 14)