Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Левитова Д. Ю. Современные направления исследований субъектности подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2. С. 116-126. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-2-116-126, EDN: IWBGWO

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 164)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922 :316.023
EDN: 
IWBGWO

Современные направления исследований субъектности подростков

Авторы: 
Левитова Дарья Юрьевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом числа исследований, посвященных субъектности подростков, требующих анализа. Субъектность подростков все чаще рассматривается не просто как естественный феномен развития, но как желаемый образовательный и воспитательный результат, находящийся в фокусе внимания психологов и педагогов, что указывает на необходимость более четкого понимания процесса ее развития. Цель: выделить существующие направления в современных исследованиях субъектности подростков и описать особенности субъектности в этом возрасте с опорой на изученные эмпирические данные. Основные результаты: выделены следующие направления изучения субъектности подростков: развитие характеристик субъектности подростков, субъектность подростков в контексте социальной среды, проблемы развития личности, одаренности подростков, а также применение концепта субъектности в психотерапии. Среди особенностей субъектности подростков можно назвать неравномерность развития ее компонентов, возможность становления субъектности в рамках определенного типа, зависимость от поддержки среды, взаимосвязь уровня развития субъектности и некоторых поведенческих особенностей (зависимого поведения, поведения жертвы и поведения заступничества). Основные выводы: показанное разнообразие направлений исследования субъектности подростков позволяет резюмировать формирование отдельного поля исследований и укрепления позиций подростковой субъектности как изучаемого феномена в современной науке. Практическая значимость заключается в освещении современных методов диагностики субъектных характеристик в подростковом возрасте, также подчеркиваются существующие исследовательские проблемы.

Список источников: 
  1. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Академический Проект, 2000. С. 27–52. EDN: SGBXZL  
  2. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал ВШЭ. 2005. Т. 2, № 4. С. 3–21. EDN: JWMBCD  
  3. Абульханова К. А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств // Развитие психологии в системе комплексного человекознания: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 40-летию Института психологии и 85-летию его основателя Б. Ф. Ломова: в 2 ч. Ч. 1. (Москва, 10–12 октября 2012 г.) / отв. ред.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Издательство Институт психологии РАН, 2012. С. 49–62. EDN: SKWNTR  
  4. Суворова О. В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13, № 2 (5). С. 1178–1182. EDN: PCKXTZ  
  5. Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 170 с. EDN: NMLKUN  
  6. Панов В. И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / под ред. В. В. Знакова, А. Л. Журавлёва. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2018. С. 349‒356. EDN: YNXMIH  
  7. Селиванов В. В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского. М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 310–329. EDN: SIJFHR  
  8. Сергиенко Е. А. Континуально-генетический принцип становления субъекта // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева [и др]. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. С. 50–66. EDN: RZNVAX  
  9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с. EDN: LBQEST  
  10. Ильин А. Н. Проблема подлинности субъекта: между модерном и постмодерном // Омский научный вестник. 2009. № 2 (76). С. 114–116. EDN: MVLGVD  
  11. Леонтьев Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 25, № 3. С. 136–153. EDN: NCJXAR  
  12. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120–132. EDN: NSIPQT  
  13. Little T. D., Hawley P. H., Henrich С., Marsland K. Three views of the agentic self: A developmental synthesis // Handbook of Self-Determination Research / eds. E. L. Deci, R. M. Ryan. Rochester, New York: University of Rochester Press, 2002. P. 389–404.  
  14. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 88–95. EDN: LBJWIX  
  15. Большунова Н. Я. Условия и средства развития субъектности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2006. 545 с. EDN: NIQWUP  
  16. Пыжьянова М. А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006. 160 с. EDN: NKENVD  
  17. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М.: Издательство «Институт психологии РАН»; СПб.: Алетейа, 2003. 272 с.  
  18. Суворова О. В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. 330 с. EDN: TAEUCT  
  19. Петровский В. А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. М.: САМГУ, 2009. 304 с.  
  20. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38–50 EDN: THOHLV  
  21. Волкова Е. Н., Суворова О. В., Дунаева Н. И., Бирюкова Л. А., Гришина А. В., Пыжьянова М. А., Косых Е. А., Кузьминых Л. Н., Потапов А. Б. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи. Н. Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2012. 250 с. EDN: WCANRZ  
  22. Волкова Е. С., Капцов А. В., Панов В. И. Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. № 5. С. 500–508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64, EDN: WGWKEA  
  23. Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 99–110. EDN: SCYATL  
  24. Левитова Д. Ю. Становление свойств субъектности в подростковом возрасте: дис. ... магистра психологии. СПб., 2021. 186 с.  
  25. Ануфриюк К. Ю. К вопросу о формировании субъектности обучающихся // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2019. № 1(9). С. 48–52. EDN: VIIWBR  
  26. Антопольская Т. А., Антопольский А. К., Логвинова М. И., Силаков А. С. Исследование развития субъектности подростков поколения Z в условиях дополнительного образования // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 3 (114). С. 22–34. https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-22-34, EDN: FUCLSL  
  27. Селиванов В. В. Онтогенетические стадии развития субъекта и проявление виктимности // Психология когнитивных процессов. 2018. № 7. С. 136–145. EDN: QIOEJV  
  28. Волкова И. В. Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 2. С. 110–116. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-110-116, EDN: GZNBUK  
  29. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 1. C. 69–78. https://doi.org/10.17759/pse.2015200108, EDN: TLPMFH  
  30. Волкова Е. Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 52–62. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-52-62, EDN:  
  31. Селезнева М. В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной литературе // Вестник РУДН: Серия Педагогика и психология. 2015, № 2. С. 47–53. EDN: TVLANZ  
  32. Zimmerman B. J., Cleary T. J. Adolescents’ development of personal agency: The role of self-efficacy beliefs and self-regulatory skill // Self-Efficacy Beliefs of Adolescents / eds. by F. Pajares, T. Urdan. Greenwich: Information Age Publishing, 2006. P. 45–70.  
  33. Frie R., Modell A., Jurist E. L. Sugarman J., Martin J., Sauvayre P., Fiscalini J., Jenkins A. H. Psychological Agency: Theory, Practice, and Culture / ed. by R. Frie. Cambridge, Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology Publlishing, 2008. 261 p.  
  34. Emirbayer M., Mische A. What Is Agency? // American Journal of Sociology. 1998. Vol. 103, № 4. P. 962–1023. https://doi.org/10.1086/231294  
  35. May R. Psychology and the Human Dilemma. Princeton, New Jersey: Van Nostrand, 1967. 221 p.  
  36. Harre R. Social Being: A Theory for Social Psychology. Oxford: Blackwell, 1979. 438 p.  
  37. Gurdal S., Sorbring E. Children’s agency in parent-child, teacher-pupil and peer relationship contexts // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-Being. 2018. Vol. 13 (sup. iss. 1). https://doi.org/10.1080/17482631.2019.1565239  
  38. Bandura A. Adolescent Development from an Agentic Perspective // Self-Efficacy Beliefs of Adolescents / eds. F. Pajares, T. Urdan. Greenwich: Information Age Publishing, 2006. P. 1–43.  
  39. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл; Академия, 2007. 528 c.  
  40. Sutterlüty F., Tisdall E. K. M. Agency, autonomy and self-determination: Questioning key concepts of childhood studies // Global Studies of Childhood. 2019. Vol. 9, iss. 3. P. 183–187. https://doi.org/10.1177/2043610619860992  
  41. Cedar L., Coleman A., Haythorne D., Jones P., Mercieca D., Ramsden E. Child agency and therapy in primary school // Education 3–13. 2022. Vol. 50, iss. 4. P. 452–470. https://doi.org/10.1080/03004279.2022.2052231  
  42. Ferreira R., Nunes F., Matos P. M., Moto C. P. Personal Agency of Adolescents: The Contribution of Attachment to Peers and Psychosocial Risk (Poster) // 17th European Association Research on Adolescence (EARA) Conference. Porto, Portugal, September, 2020. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.12349.08162
Поступила в редакцию: 
25.11.2024
Принята к публикации: 
14.02.2025
Опубликована: 
30.06.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 94)