Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


старшеклассники

Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников

В статье раскрывается понятие «социальное самоопределение», анализируется опытно-экспериментальная работа с учащимися и родителями на базе Оричевской средней общеобразовательной школы № 1 Кировской области. Автор обращает внимание на необходимость поиска путей повышения результативности педагогических воздействий для достижения социального самоопределения старшеклассников через смену подходов, форм и методов работы с родителями.

Ретроспективное исследование становления этнической идентичности в детском возрасте: анализ этнических автобиографий старшеклассников

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью выявления ресурсного потенциала этнической идентичности в современных условиях и противоречивыми данными о ее формировании у лиц, социализация которых проходит в этнически однородной среде. Цель: ретроспективное изучение становления этнической идентичности у старшеклассников, проживающих в моноэтничном российском регионе – Смоленской области.

Ретроспективное исследование становления этнической идентичности в детском возрасте: анализ этнических автобиографий старшеклассников

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью выяснения ресурсного потенциала этнической идентичности в современных условиях и наличием противоречивых данных о ее формировании у лиц, социализация которых проходит в этнически однородной среде. Цель: ретроспективное изучение становления этнической идентичности у старшеклассников, проживающих в моноэтничном российском регионе – Смоленской области.

Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников

Актуальность исследования механизмов психологической защиты обусловлена их значимостью в развитии саморегуляции личности, важностью для практики обучения и воспитания старшеклассников и студентов. Цель: выявить и сопоставить особенности психологической защиты и доминирующих стратегий в общении старшеклассников и студентов-первокурсников. Теоретический анализ проблемы показал ее недостаточную изученность. Гипотеза: психологическая защита у старшеклассников и студентов имеет сходный характер, поскольку их можно отнести к одной возрастной группе.

Школьная повседневность старшеклассников в университетском лицее и гимназии: опыт сравнительного исследования

Актуальность исследования определяется необходимостью уменьшения дефицита в изучении влияния организационных форм школьной жизнедеятельности на восприятие учащимися различных аспектов школьной повседневности. Сделан акцент на том, что предметом исследования являются не объективные факты школьной повседневности, а их представленность в сознании, мнениях, оценках старшеклассников.

Эмпирическое исследование экологичности поведения старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий

В связи с глобальным экологическим кризисом и стрессогенностью социальной среды особую актуальность приобретает комплексное изучение экологичности поведения старшеклассников, причем не только по отношению к природной среде, но и в общении с другими людьми. Цель: изучение экологичности поведения старшеклассников по отношению к природной среде и к другим людям.

Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников

Проведенное исследование описывает особенности психологической защиты и доминирующих стратегий в общении старшеклассников и студентов-первокурсников. С помощью методики «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте и методики В. В. Бойко «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» представлены ведущие типы психологической защиты в юношеском возрасте, в также изучены стратегии психологической защиты у старшеклассников и студентов (N=150).

Образовательно-развивающая активность старшеклассников в условиях ограничений в связи с пандемией COVID-19

В большинстве исследований особенности образовательного процесса в условиях распространения коронавирусной инфекции анализируются на примере высшего образования. Отмечается недостаточность исследований, посвященных изучению активности учащихся на разных уровнях школьного образования. Цель: выявление различий в проявлении и детерминации образовательно-развивающей активности старшеклассников в обычной жизнедеятельности и в условияхсоциальной изоляции в связи с пандемией COVID-19.