Для цитирования:
Arendachuk I. V., Usova N. V., Klenova M. A. Educational and developmental activity of high school students under COVID-19 restrictions [Арендачук И. В., Усова Н. В., Кленова М. А. Образовательно-развивающая активность старшеклассников в условиях ограничений в связи с пандемией COVID-19] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2. С. 133-140. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-2-133-140
Educational and developmental activity of high school students under COVID-19 restrictions
[Образовательно-развивающая активность старшеклассников в условиях ограничений в связи с пандемией COVID-19]
В большинстве исследований особенности образовательного процесса в условиях распространения коронавирусной инфекции анализируются на примере высшего образования. Отмечается недостаточность исследований, посвященных изучению активности учащихся на разных уровнях школьного образования. Цель: выявление различий в проявлении и детерминации образовательно-развивающей активности старшеклассников в обычной жизнедеятельности и в условияхсоциальной изоляции в связи с пандемией COVID-19. Гипотеза: в условиях вынужденной изоляции у старшеклассников имеет место повышение образовательно-развивающей активности, выраженной в росте их интереса к саморазвитию, которая носит компенсационный характер вследствие снижения социальных контактов и возможности реализации других форм социальной активности. Исследование выполнено на выборке старшеклассников (N = 169) в возрасте 16–18 лет (M = 17,4; SD = 0,73), из которых 71,6% – девушки. Примененные методики: авторская анкета, направленная на выявление степени выраженности образовательно-развивающей активности в разных условиях жизнедеятельности; методики «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Л. А. Курганский, Т. А. Немчин), «Индекс качества жизни» (Р. С. Элиот, в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Установлено, что в условияхсамоизоляции образовательно-развивающая активность старшеклассников выше, чемв обычнойжизнедеятельности. В целомих активность, направленная на образование и саморазвитие, обусловлена психоэмоциональным состоянием личности. Чем меньше учащиеся проявляют активность в условиях дистанционного обучения, тем больше она детерминирована их психическим состоянием (интересом, эмоциональным тонусом, комфортностью). При высокой образовательно-развивающей активности старшеклассники ориентированы на личные достижения, удовлетворены своим здоровьем, общением и поддержкой окружающих, менее подвержены негативным эмоциям. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической работе со старшеклассниками, вынужденными находиться в условиях социальной изоляции (в связи с домашним обучением, длительной болезнью или возможными карантинными мероприятиями), направленной на повышение их образовательно-развивающей активности как важнейшего условия успешности их обучения.
- Bocharova E. E. Regulatory and Worldview Factors of Various Forms of Social Activity of Young People. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4, pp. 333–345 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
- Arendachiuk I. V. Subject and activity-related determinants of the student youth’s educational and developmental activity. Education and Self Development, 2020, vol. 15, no. 2, pp. 103–199 (in Russian). https://doi.org/10.26907/esd15.2.09
- Chouhan J., Banford Z., Munro K. What is it that we want to educate young people about? Journal of International Scientifi c Publications: Educational Alternatives, 2017, vol. 15, pp. 354–370.
- Radina N. K., Balakina J. V. Challenges for Education during the Pandemic: An Overview of Literature. Educational Studies Moscow, 2021, vol. 1, pp. 178–194 (in Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194
- Tallon R., Milligan A., Wood B. Moving beyond fundraising and into ... What? Youth transitions into higher education and citizenship identity formation. Policy & Practice. A Development Education Review, 2016, vol. 22, pp. 96–109.
- Ivanova N. V. The development of human educational activity as a theoretical and pedagogical problem. Vestnik of Yaroslav the Wise Novgorod State University, 2008, no. 48, pp. 20–22 (in Russian).
- Bezrukikh M. M., Makarova L. V., Paranicheva T. M., Sokolova L. V., Vasiliev O. S., Tyurina, E. V. Physiological and hygienic aspects of the organization of distance learning during the pandemic COVID-19 (based on the results of a survey of parents and school children). New Research, 2021, no. 1 (65), pp. 33–49 (in Russian). https:// doi.org/10.46742/2072-8840-2021-65-1-33-49
- Demkowicz O., Hanley T., Ashworth E., O’Neill A., Pert K. Teenagers’ experiences of life in lockdown: Implications for college and university support. University and College Counselling, 2021, vol. 9, pp. 22–26. Available at: http://researchonline.ljmu.ac.uk/id/eprint/14563/ (accessed 14 February 2022)
- Sharkov F. I., Potapchuk V. A. The online life: the version of Moscow students. Communicology, 2021, vol. 9, no. 2, pp. 156–168 (in Russian). https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-156-168
- Cao W., Fang Z., Hou G., Han M., Xu X., Dong J., Zheng J. The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China. Psychiatry Research, 2020, vol. 287, article ID 112934. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112934
- Bates L. C., Zieff G., Stanford K., Moore J. B., Ker, Z. Y., Hanson E. D., Gibbs B. B., Kline C. E., Stoner L. COVID-19 impact on behaviors across the 24-hour day in children and adolescents: physical activity, sedentary behavior, and sleep. Children, 2020, vol. 7, no. 9, pp. 138. https://doi.org/10.3390/children7090138
- Lee J. Mental health effects of school closures during COVID-19. Lancet Child Adolesc. Health, 2020, vol. 4, no. 6, pp. 421. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30109-7
- Bulycheva E. V., Zhdanova O. M. Psycho-emotional wellbeing and lifestyle of urban and rural schoolchildren during distance learning. Journal of New Medical Technologies, 2021, vol. 28, no. 4, pp. 15–20 (in Russian). https://doi.org/10.24412/1609-2163-2021-4-15-20
- Vetlitsyna O. V., Aleksanyan K. K., Kucherova A. A., Moskaleva D. A., Peresetskaya O. V. Distance learning: the view of a schoolboy, parents, doctor. Smolenskiy meditsinskiy al’manakh [Smolensk Medical Almanac], 2021, no. 2, pp. 53–56 (in Russian). https://doi.org/10.37903/SMA.2021.2.11
- Moore S. A., Faulkner G., Rhodes R. E., Brussoni M., Chulak-Bozzer T., Ferguson L. J., Mitra R., Norm O’Reilly N., Spence J. C., Leigh M., Vanderloo L. M., Tremblay M. S. Impact of the COVID-19 virus outbreak on movement and play behaviours of Canadian children and youth: a national survey. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2020, vol. 17, no 1, pp. 85. https://doi.org/10.1186/s12966-020-00987-8
- Sunnatova R. I., Mdivani M. O., Lidskaya E. V. Personal resource of students as a condition self-organization of life during the pandemic. In: Morosanova V. I., Zinchenko Yu. P., eds. Psikhologiya samoregulyatsii v aktual’nosti zadach obrazovaniya (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya O. A. Konopkina) [Psychology of Self-Regulation in the Context of Actual Problems of Education (to the 90th Anniversary of the Birth of O. A. Konopkin)]. Moscow, Psychological Institute of RAO Publ., 2021, pp. 175–181 (in Russian, trans. from English).
- Kuchma V. R., Sedova A. S., Sokolova S. B., Rapoport I. K., Stepanova M. I., Laponova E. D., Polenova M. A., Chubarovsky V. V., Tikashkina O. V. Pandemic COVID-19 in Russia: medical and social problems of the digital educational environment. National Health Care, 2021, vol. 2, no. 1, pp. 21–31 (in Russian). https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31
- Yaremtchuk S. V., Bakina A. V. Subjective Well-Being in Early Adulthood and Psychological Distance to the Objects of the Socio-Psychological Space during COVID-19 Pandemic. Social Psychology and Society, 2021, vol. 12, no. 1, pp 26–43 (in Russian). https://doi.org/10.17759/sps.2021120103
- Prokhorov O. A. Metodiki diagnostiki i izmereniya psikhicheskikh sostoyaniy lichnosti [Methods of Diagnosis a nd Changes in Mental States of the Individual]. Moscow, Per Se Publ., 2004. 176 p. (in Russian).
- Vodopyanova N. E. Assessment of the level of satisfaction with the quality of life]. In: Nikiforov G. S., ed. Praktikum po psikhologii zdorovya [Practicum on the Psychology of Health]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, pp. 148‒155 (in Russian, trans. from English).
- Galanina N. V. Understanding the determination of the philosophical analysis. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016, no. 2, pp. 21–23 (in Russian).
- Doz D. Students’ Mathematics Achievements: A Comparison between Pre- and Post-COVID-19 Pandemic. Education and Self Development, 2021, vol. 16, no. 4, pp. 36–47. https://doi.org/10.26907/esd.16.4.04
- Komolkina O. I., Chernetskaya N. I. Mental States of First Year Students of the Medical College. The Bulletin of Irkutsk State University. Series «Psychology», 2018, vol. 23, pp. 59–67 (in Russian)
- Zabolotskikh N. V., Vyrodova E. Y., Dorosheva A. O., Semerdzhian M. A., Simonian N. E., Shamaeva M. V., Artyushkova, A. R. Impact of distance learning on psycho-emotional state in schoolchildren in Krasnodar. Kuban Scientifi c Medical Bulletin, 2020, vol. 27, no. 6, pp. 109–122 (in Russian). https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122
- Ippolitova M. F., Kononova T. A., Stradymov F. I. Study of the psychoemotional state of adolescents in a stressforming situation of the spread of a new coronavirus infection. Pediatric and Adolescent Reproductive Health, 2021, vol. 17, no. 2, pp. 65–76 (in Russian). https://doi.org/10.33029/1816-2134-2021-17-2-65-76