Для цитирования:
Лидская Э. В. Эмпирическое исследование экологичности поведения старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 4. С. 356-366. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-356-366, EDN: RDDOWA
Эмпирическое исследование экологичности поведения старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий
В связи с глобальным экологическим кризисом и стрессогенностью социальной среды особую актуальность приобретает комплексное изучение экологичности поведения старшеклассников, причем не только по отношению к природной среде, но и в общении с другими людьми. Цель: изучение экологичности поведения старшеклассников по отношению к природной среде и к другим людям. Гипотезы: 1) более высокому уровню экологической мотивации старшеклассников будет соответствовать более высокий уровень их проэкологического поведения в быту; 2) более высокомууровню способности старшеклассников к самоуправлению в общении будет соответствовать более высокий уровень их проэкологического поведения в быту. Выборка: учащиеся 10–11-х классов (N = 145; юноши – 38%, девушки – 62%; средний возраст 16,8 года, SD = 0,62 года) из двухгородов России – Владимира (n = 70) и Самары (n = 75). Методики: для оценки уровня экологичности поведения старшеклассников в быту применен «Опросник-самоотчет проэкологического поведения в быту» (И. В. Кряж, К. А. Андронникова); для диагностики экологической мотивации – субтест «Экологическая мотивация» из опросника экологического сознания (М. О. Мдивани); для фиксации способности старшеклассников к самоуправлению в общении – методика «Изучение способности к самоуправлению в общении» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Низкий уровень экологичности поведения в целом показали 16% старшеклассников, средний – 63%, высокий – 21%. При этом низкий уровень проэкологического поведения показали 8% старшеклассников, высокий – 48%, в то время как низкий уровень экологической мотивации показали 41% старшеклассников, а высокий – всего лишь 6%. Такое несоответствие в результатах проэкологического поведения и экологической мотивации объясняется, возможно, большим количеством социально ожидаемых ответов при оценке проэкологического поведения. Существенных различий между данными старшеклассников, проживающих во Владимире и в Самаре, не обнаружено. Различия по полу обнаружены только для данных о проэкологическом поведении быту. Установлена статистически значимая связь между проэкологическим поведением и экологической мотивацией. Между проэкологическим поведением и самоуправлением в общении такая связь не обнаружена. Это может свидетельствовать о недостатке умений и мотивации выстраивать субъект-совместное и субъект-порождающее взаимодействие по отношению к природной среде. Полученные результаты указывают на необходимость более широкого понимания экологичности поведения старшеклассников, а именно что экологичным должно быть поведение по отношению не только к окружающей природе, но и к окружающим людям.
- 1. Blankenberg A.-K., Alhusen H. On the Determinants of Pro-Environmental Behavior: A Literature Review and Guide for the Empirical Economist (February 21, 2019). Center for European, Governance, and Economic Development Research (CEGE), Number 350, October 2019. Available at SSRN: https://doi.org/doi:10.2139/ssrn.3473702 (accessed 16 July 2022).
- Мдивани М. О., Александрова Е. С., Сорокина С. С. Взаимосвязь экологического сознания и экологического поведения: особенности оценки взаимовлияний природы и человека // Акмеология. 2018. № 1 (65). С. 9‒14.
- Экопсихология развития на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / под общ. ред. В. И. Панова и Ш. Р. Хисамбеева. М. ; СПб. : Нестор-История, 2013. 384 с.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 480 с.
- Лидская Э. В. Представление об экологичности поведения по отношению к коммуникативным взаимодействиям старшеклассников // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2021. Т. 4, вып. 3. С. 32‒40. https://doi.org/doi: 10.54072/26586568_2021_4_3_32
- Александрова Е. С. Взаимосвязь проэкологического поведения и личностных ценностей индивида: гендерный аспект // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. С. 13‒19. https://doi.org/doi:10.24412/2073-0861-2021-4-13-20
- Привалова Е. А. Психологические детерминанты проэкологичного поведения в области энергопотребления (на примере студентов): дис. … канд. психол. наук. М., 2022. 204 с.
- Ермолаева П. О., Ермолаева Ю. В. Критический анализ зарубежных теорий экологического поведения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 323‒346. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.16
- Сауткина Е. В., Агисова Ф. Б., Иванова А. А., Иванде К. С., Кабанова В. С. Проэкологическое поведение в России. Систематический обзор исследований // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 2. С. 172‒193. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150213
- Панов В. И. Экопсихология. Парадигмальный поиск. М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. 304 с.
- Panov V. From Environmental Psychology to SubjectEnvironment Interactions // Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. (ICCESSH 2017). Part of the series ASSEHR. Moscow, 2017. Vol. 124. P. 1135‒1139. https://doi.org/10.2991/iccessh-17.2017.265
- Лидская Э. В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 1 (25). С. 82‒94.
- Лидская Э. В., Панов В. И. Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 108–118. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0313
- Суннатова Р. И. Экологичность коммуникативного поведения педагогов в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 463‒480. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.32
- Panov V. I., Plaksina I. V. Analysis of ecopsychological types of interaction in system “Learner-Teacher” // Psychology and Education – ICPE. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences / eds. S. B. Malykh, E. V. Nikulchev. Moscow : F uture Academy, 2017. Vol. 33. P. 282‒289. https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.12.28
- Бурыкина М. Ю., Доронцова О. А. Сравнительная характеристика способностей самоуправления и саморегуляции поведения подростков с различным уровнем автономии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 239‒243. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-3-239-243
- Казанская Л. А. Сущность и особенности самоуправления личности: автореф. дис. … канд. соц. наук. Уфа, 2005. 25с.
- Кряж И. В., Андронникова К. А. Опросник-самоотчет проэкологического поведения в быту // Отечествен ная экопсихология: направления исследований и методический инструментарий / сост. Ю. Г. Панюкова. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020. С. 56‒58.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 488 с.
- Иванова Л. Ю. Социальные установки студентов в отношении окружающей среды // Вестник Института социологии. 2014. № 2 (9). С. 112‒131.
- Brough A. R., Wilkie J. E. B., Ma J., Mathew S. I., Gal D. Is eco-friendly unmanly? The green-feminine stereotype and its effect on sustainable consumption // Journal of Consumer Research. Vol. 43, iss. 4. P. 567‒582. https://doi.org/10.1093/jcr/ucw044
- Casey P. J., Scott K. Environmental concern and behaviour in an Australian sample within an ecocentric ‒ anthropocentric framework // Australian Journal of Psychology. 2006. Vol. 58, no. 2. P. 57–67. https://doi.org/10.1080/00049530600730419