Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


школьная адаптация

Взаимосвязь внешних и внутренних факторов школьной адаптации

В статье рассматривается проблема комплексного влияния различных внешних и внутренних факторов школьной адаптации. Школьная адаптация представлена как сложная многоуровневая система, анализ которой необходимо осуществлять с позиций комплексного и системного подходов. Эмпирически выделены типы организации комплексных факторов школьной адаптации. Показано влияние различной структурной организации факторов на результаты отдельных адаптационных процессов в школе.

ОЖИДАНИЯ ПЕДАГОГОВ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

В статье представлен анализ результатов психологического обследования педагогов и администрации школ, позволяющий раскрыть содержание их ожиданий по поводу деятельности педагогов-психологов.

Психологическое содержание понятия «школьная адаптация»

Изложены данные теоретического анализа проблемы школьной адаптации. Показано, что школьная адаптация является непрерывным процессом, связанным с кардинальными переменами в жизни индивида – сменой деятельности и социального окружения. Представлено понимание школьной адаптации не только как процесса приспособления к эффективному функционированию в образовательной среде, но и как активного освоения личностью окружающего пространства, связанного с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию.

Родительское отношение в семье и формирование адаптационной готовности выпускника школы

В статье рассматривается взаимосвязь родительского отношения и формирования адаптационной готовности выпускника школы. Показано, что образовательное пространство школы и семья влияют на освоение навыков, обеспечивающих социальную адаптацию.

Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой

В статье обосновывается необходимость исследования и развития адаптационных способностей выпускников школ; раскрывается содержание понятия «адаптационные способности». Дифференцируются определения адаптационного потенциала, личностного потенциала и адаптационных способностей личности; проанализирована роль адаптационных способностей учащихся в процессе их взаимодействия с образовательной средой. Адаптационные способности характеризуются как качества, способствующие эффективному функционированию динамичной системы взаимодействий индивида со средой.