Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Граур М. В. Психологическое содержание понятия «школьная адаптация» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3. С. 211-214. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-211-214

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 156)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Психологическое содержание понятия «школьная адаптация»

Авторы: 
Граур Марина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы школьной адаптации. Показано, что школьная адаптация является непрерывным процессом, связанным с кардинальными переменами в жизни индивида – сменой деятельности и социального окружения. Представлено понимание школьной адаптации не только как процесса приспособления к эффективному функционированию в образовательной среде, но и как активного освоения личностью окружающего пространства, связанного с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию. Сопровождающийся трудностями процесс адаптации ребенка к образовательной среде на начальных этапах обучения нередко оказывает неблагоприятное воздействие на дальнейшее обучение в школе, а затем в учреждениях профессионального образования. Обоснована необходимость комплексного подхода к разработке проблемы школьной адаптации.

Список источников: 

1. Кондаков И. М. Психологический словарь. М., 2000. 225 с.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
3. Никифоров В. И., Сурыгин А. И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения. СПб., 2009. 141 с.
4. Снегирева Т. В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1978. 22 с.
5. Данияров С. Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. журн. 1989. № 1. С. 99‒105.
6. Григорьева М. В. Школьная адаптация : механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008. 212 с.
7. Дорожевец Т. В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск, 1995. 154 с.
8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004. 64 с.
9. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003. 160 с.
10. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я междунар. конф. памяти А. Р. Лурия : сб. докл. / под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998. С. 201‒208.
11. Соловьева Т. А. Первоклассник : адаптация в новой социальной среде. М., 2008. 72 с.
12. Битянова М. Г. Работа психолога в начальной школе. М., 1998. 352 с.
13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация к школе. М., 2008. 176 с.
14. Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д, 2003. 448 с.
15. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопр. психологии. 2012. № 4. С. 23‒31.

Опубликована: 
24.09.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 64)