Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Григорьева М. В. Методологические проблемы исследования школьной адаптации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2008. Т. 1, вып. 1. С. 19-27.

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 13)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.015.3

Методологические проблемы исследования школьной адаптации

Авторы: 
Григорьева Марина Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассмотрены возможности системного анализа применительно к изучению школьной адаптации. Рассматриваются потенциал и ограничения системного анализа, обосновываются возможность и необходимость применения метасистемного и синергетического подходов к исследованию сложного феномена адаптации. Предлагается концептуальная модель школьной адаптации как многоуровневой, многоэлементной и динамичной системы.

Список источников: 
  1. Панферов В.Н., Куницына В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева // Психологический журн. 1992. Т. 13. № 3. С. 140–148.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1980. Т. 1.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  6. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.
  7. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  8. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния. Л., 1981. С. 3–23.
  9. Шабров О.Ф. Развитие сложных систем: кибернетика или синергетика? // Анализ систем – на рубеже тысячелетий: теория и практика. М., 1997. С.26–28.
  10. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М., 2004.
  11. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
  12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова. М., 1986.
  13. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.
  14. Ковалев А.Г. Психология личности. Л., 1963.
  15. Григорьева М.В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной адаптации в разных условиях обучения. Автореф. … канд. психол. наук. Казань, 2005.
  16. Григорьева М.В. Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс адаптации их детей // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2004. Вып.1. С. 204–210.
  17. Григорьева М.В. Диагностика семантических пространств педагогов // Вопр. практической психологии. Саратов, 2000. Вып. XIII. С. 58–62.
  18. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
  19. Реан А.А., Кудащев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006.
  20. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  21. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журн. 1994. Т. 15, № 4. С. 39–55.
  22. Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М., 1986.
  23. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. 1989. № 1. С. 92–100.
  24. Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. Спб., 2007.
Опубликована: 
30.10.2008
Краткое содержание:
(загрузок: 13)