Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


personality traits

Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости

Представлены результаты исследования корреляции прогностической компетентности студентов с их личностными особенностями. Актуальность и новизна: конкретизация проблемного поля прогностической компетентности за счет определения субъектных характеристик обучающихся, связанных с самооценкой академических достижений в экзаменационной ситуации. Развитая прогностическая компетентность является одним из акмеологических инвариантов профессионализма и ресурсом, повышающим стрессоустойчивость.

Факторы и возможные типы психологического благополучия личности

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических типов и факторов благополучия личности. Выдвинуто предположение о существовании специфики связей личностных характеристик с выраженностью уровня психологического благополучия, определяющей типы благополучия личности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (N = 170, в возрасте от 16 до 25 лет) с применением психодиагностического инструментария: опросника «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Л. И.

Соотношение типологических особенностей свойств личности и темперамента студентов

Представлены результаты сравнения выраженности свойств темперамента у представителей различных типов реализации общительности, настойчивости и любознательности, рассматриваемых на основе системно-функциональной модели А. И. Крупнова. В исследовании участвовало 207 студентов в возрасте от 17 до 25 лет (147 девушек и 60 юношей). Для диагностики общительности, настойчивости, любознательности, а также свойств темперамента использовались бланковые методики, разработанные А. И. Крупновым в русле системно-функционального подхода.

Словесно-логическое мышление и структурирование личностных черт в предподростковом возрасте

Изложены результаты лонгитюдного исследования интеллекта и личностных характеристик школьников 9–12 лет. Исследование выполнено на выборке 128 учащихся 3–6 классов в течение трех лет. Использованы «12-факторный опросник» Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана и «Свободно культурный интеллектуальный тест» Р. Б. Кеттелла. Предлагается новая комплексная методика обработки данных на основе аппарата нейронных сетей и факторного анализа. Показаны особенности формирования словесно-логического мышления и структурирования личностных черт в исследуемом возрасте.

Индивидуально-личностные факторы успешности освоения иностранного языка студентами-лингвистами

Статья посвящена проблеме соотношения эффективности освоения иностранного языка и личностных черт (свойств), которые анализируются на основе пятифакторной (П. Коста и Р. МакРей) и системно-функциональной (А. И. Крупнов) моделей. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: успешность изучения английского языка студентами связана с открытостью и добросовестностью из пятифакторной модели, а также с переменными из инструментально-динамической подсистемы инициативности, рассматриваемой в рамках системно-функциональной модели.

Межкультурная компетентность и факторы «большой пятерки»: к постановке проблемы

Рассмотрены проблемы изучения межкультурной компетентности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено анализу соотношения личностных особенностей и меж- культурной компетентности, прежде всего, на примере индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки». Представле- ны результаты пилотажного эмпирического исследования связей показателей межкультурной компетентности и факторов «Боль- шой пятерки» на выборке из 188 студентов. Для диагностики ис- пользованы «Шкала межкультурной сенситивности» (О. Е. Хухла- ева, М. Ю.