Для цитирования:
Баранов А. А., Малахова О. Н., Жученко О. А. Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2. С. 102-113. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-102-113, EDN: YYKFFU
Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости
Представлены результаты исследования корреляции прогностической компетентности студентов с их личностными особенностями. Актуальность и новизна: конкретизация проблемного поля прогностической компетентности за счет определения субъектных характеристик обучающихся, связанных с самооценкой академических достижений в экзаменационной ситуации. Развитая прогностическая компетентность является одним из акмеологических инвариантов профессионализма и ресурсом, повышающим стрессоустойчивость. Цель: изучение связи личностных особенностей студентов в возрастном периоде молодости с адекватностью самооценки академических достижений в стрессогенной экзаменационной ситуации. Предположительно личностные особенности студентов детерминируютуровень адекватности самооценки академических достижений и снижают уровень экзаменационного стресса. Выборка: 287 студентов в возрастном периоде молодости, обучающихся на 1–2-м курсах по естественнонаучным и социально-экономическим направлениям подготовки и специальностям Удмуртского государственного аграрного университета (г. Ижевск) (средний возраст 18,5 года; 45% – девушки, 55% – юноши). Методы (инструменты): для фиксации компонентов самооценки академических достижений и уровня психической напряженности у молодых людей в экзаменационной ситуации применена методика Дембо – Рубинштейн (в авторской модификации); для определения особенностей прогностических способностей использован тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (ТАС (ПК)) В. Д. Менделевича; для фиксации проявлений тревожности как личностного свойства, влияющего на уровень стресса на экзамене, применена личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина, В. Г. Носкаридзе); для измерения уровня локуса контроля использован тест на уровень субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер, адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда). Результаты: положительная корреляция локуса контроля с личностной тревожностьюи отрицательная корреляция прогностической компетентности сситуативной напряженностьюсвойственны студентам с адекватной самооценкой академических достижений; развитая прогностическая компетентность снижает экзаменационный стресс. Основные выводы: адекватность самооценки академических достижений в стрессогенной ситуации способствует управлению своей деятельностью и проявлению компетенций в условиях интеллектуальных испытаний; полученные результаты используются для совершенствования личностно-ориентированной программы развития адекватности самооценки академических достижений как ресурса стрессоустойчивости студентов в возрастной период молодости.
- Даниленко О. И., Горбунов И. А. Антиципационная состоятельность как личностный ресурс студентов // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 33–43.
- Pahl S. A. Proactive Coping: Determinants, Mediators, and Outcomes. Austin : The University of Texas at Austin, 2012. 186 p. URL: https://bit.ly/3Y3A2hf (дата обращения: 28. 08.22).
- Šimić N., Manenica I. Exam experience and some reactions to exam stress // Human Physiology. 2012. Vol. 38, iss. 1. P. 67–72. https://doi.org/10.1134/S0362119712010161
- Слободчиков В. И., Исаев В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 395 с.
- Захарова А. В. Генезис самооценки: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1989. 44 с.
- Zimmerman B. J., Schunk D. H. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: Theory, Research, and Practice. Dordrecht : Springer Science & Business Media, 2012. 212 p.
- Galustyan O. V. Some methodological aspects of the evaluation of students’ educational achievements at university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2017. Vol. 5, iss. 1. P. 43–48. https://doi.org/10.5937/IJCRSEE1701043G
- McMillan J. H., Hearn J. Student Self-Assessment: The Key to Stronger Student Motivation and Higher Achievement // Educational Horizons. 2008. Vol. 87, iss. 1. P. 40‒49. URL: https://bit.ly/3WialIn (дата обращения: 28.08.22).
- Hulleman C. S., Durik A. M., Schweigert S. A., Harackiewicz J. M. Task values, achievement goals, and interest: An integrative analysis // Journal of Educational Psychology. 2008. Vol. 100, iss. 2. P. 398–416. https://doi.org/10.1037/0022-0663.100.2.398
- Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб. : Речь, 2003. 351 с.
- Barron K. E., Harackiewicz J. M. Achievement goals and optimal motivation: Testing multiple goal models // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 80, iss. 5. P. 706–722. https://doi.org/10.1037/0022-3514.80.5.706
- Saribeyli F. R. Theoretical and practical aspects of selfassessment // The Education and Science Journal. 2018. Vol. 20, iss. 6. Р. 183–194. https://doi.org/10.17853/1994- 5639-2018-6-183-194
- Andrade H., Du Y. Student responses to criteria-referenced self-Assessment // Assessment and Evaluation in Higher Education. 2007. Vol. 32, iss. 2. Р. 159–181. https://doi.org/10.1080/02602930600801928
- Nie Y., Lau S., Liau A. K. Role of academic self-effi cacy in moderating the relation between task importance and test anxiety // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21, iss. 6. P. 736–741. DOI: https://doi.org/10.1016/j. lindif.2011.09.005
- Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. Воронеж : Студия ИАН, 2000. 167 с.
- Vanstone D. M., Hicks R. E. Transitioning to university: Coping styles as mediators between adaptive-maladaptive perfectionism and test anxiety // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 141. P. 68–75. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.12.026
- Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах): автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2007. 158 с.
- Ничипоренко Н. П. Локус контроля и метакогнитивная осознанность как генерализованные характеристики субъекта совладающего поведения // Бехтерев и современная психология личности / отв. ред. Л. М. Попов. Казань : НОУ ДПО «Центр социальногуманитарного образования», 2020. С. 12–14.
- Skinner E. A., Sexton E. A. The development of academic coping in children and youth: A comprehensive review and critique // Developmental Review. 2019. Vol. 53. Article number 100870. https://doi.org/10.1016/j.dr.2019.100870
- Zeidner M., Matthews G., Roberts R. D. What We Know About Emotional Intelligence: How It Affects Learning, Work, Relationships, and Our Mental Health. Cambridge : MIT Press, 2012. 441 p.
- Okwuduba E. N., Nwosu K. Ch., Okigbo E. Ch., Samuel N. N., Achugbu Ch. Impact of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence and selfdirected learning and academic performance among pre-university science students // Heliyon. 2021. Vol. 7, iss. 3. Article number E06611. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e06611
- Carmeli A., Yitzhak-Halevy M., Weisberg J. The relationship between emotional intelligence and psychological wellbeing // Journal of Managerial Psychology. 2009. Vol. 24, iss. 1. P. 66–78. https://doi.org/10.1108/02683940910922546
- Zhang P., Li C.-Z., Zhao Y.-N., Xing F.-M., Chen C.-X., Tian X.-F., Tang Q.-Q. The mediating role of emotional intelligence between negative life events and psychological distress among nursing students: A crosssectional study // Nurse Education Today. 2016. Vol. 44. P. 121–126. https://doi.org/10.1016/j. nedt.2016.05.025
- Лебедева С. Е. Взаимосвязь антиципационных способностей и социально-психологической компетентности студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сургут, 2008. 177 с.
- Abbas A., Eliyana A., Ekowati D., Saud M., Raza A., Wardani R. Data set on coping strategies in the digital age: The role of psychological well-being and social capital among university students in Java Timor, Surabaya, Indonesia // Data in Brief. 2020. Vol. 30. Article number 105583. https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.105583
- Толстошеина Н. В. Антиципация как одно из условий прогнозирования, выбора и регуляции будущей деятельности // Гаудеамус. 2002. № 2. С. 41–46.
- ИшмуратоваЮ. А., ПотанинаА. М., ЦыгановИ. Ю., Моросанова В. И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. С. 25–40. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-3-25-40
- Сумина Н. Е., Ничипоренко Н. П. Взаимосвязь антиципационной состоятельности с личностными свойствами // Российский психологическийжурнал. 2007. Т. 4, № 4. С. 22–29.
- Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука, 1980. 279 с.
- Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. М. : Городец, 2018. 446 с.
- Анохин П. К. Очерки пофизиологиифункциональных систем. М. : Медицина, 1975. 447 с.
- Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека и поведении животных. М. : Ньюдиамед, 2008. 190 с.
- Aspinwall L. G., Taylor S. E. A stitch in time: Selfregulation and proactive coping // Psychological Bulletin. 1997. Vol. 121, iss. 3. P. 417–436. https://doi. org/10.1037/0033-2909.121.3.417
- Ничипоренко Н. П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 123–130.
- Potard C. Self-Esteem Inventory (Coopersmith) // Encyclopedia of Personality and Individual Differences / eds. V. Zeigler-Hill, T. K. Shackelford. Springer Cham, 2017. P. 1–3. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_81-1
- Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2002. 386 с.
- Жученко О. А. Связь самооценки академических достижений и прогностической компетентности будущих профессионалов в экзаменационной ситуации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 8. С. 44–48. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2020.08.06
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 ч. Ч. 1. Система работыпсихолога с детьмиразного возраста: практ. пособие. М. : Юрайт, 2016. 413 с.
- Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2012. 210 с.