Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Сорокин А. И., Шамионов Р. М. Соотношение социальной фрустрации и базисных убеждений, свойств личности, субъективного контроля военнослу // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2. С. 140-150. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-140-150, EDN: DGIVJD

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9
EDN: 
DGIVJD

Соотношение социальной фрустрации и базисных убеждений, свойств личности, субъективного контроля военнослу

Авторы: 
Сорокин Алексей Иванович, Саратовский военный Краснознаменный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации
Шамионов Раиль Мунирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработкусредств снижения социальной фрустрированности в «закрытых» учебныхзаведениях и установление его личностных факторов. Цель: изучить роль базисных убеждений, свойств личности и субъективного контроля в выраженности социальной фрустрации военнослужащих войск национальной гвардии РФ (ВНГ РФ). Гипотеза: виды социальной фрустрации курсантов военного вуза охватывают актуальные сферы жизни и обучения; с личностными характеристиками наиболее связана фрустрация в сфере взаимоотношений и практической подготовки. Участники: курсанты (N = 265) института ВНГ РФ в возрасте 17–24 года, средний возраст М = 20,05, SD = 1,54. Методы (инструменты): для изучения социальной фрустрации курсантов примененмодифицированный опросник социальной фрустрации (Л. И. Вассерман, в модификации А. И. Сорокина), для анализа убеждений о мире использована шкала базисных убеждений (Р. Янофф-Бульман), интернальность курсантов определена с использованием опросника «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкин, А. М. Эткинд), для оценки основных характеристик личности применен опросник 5PFQ (Пятифакторный личностный опросник), разработанный Р. МакКрае и П. Коста, в адаптации А. Б. Хромова. Результаты: факторный анализ характеристик социальной фрустрации позволил установить 4 вида удовлетворенности / неудовлетворенности – самоопределением, взаимоотношениями с сослуживцами и начальством, практической подготовкой и достижениями. В результате регрессионного анализа установлены предикторы социальной фрустрации курсантов: убеждения о справедливости и доброжелательности мира; интернальность в области достижений и экстраверсия. Удовлетворенность взаимоотношениями наиболее тесно связана с характеристиками личности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для профотбора и психологического сопровождения курсантов в периоды адаптации на разных этапах обучения.

Список источников: 
  1. Мещеряков Д. А. Ценностные факторы склонности к риску у курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 414‒421. https://doi.org/10.18500/1819-7671- 2020-20-4-414-421, EDN: NBKSHY
  2. Никитенко П. Д. Соотношение представлений о мире и самоактуализации личности в процессе профессиональной социализации курсантов вуза СВИ ВВ МВД России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 93‒96. EDN: JWRPXN
  3. Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64). С. 12‒17. EDN: WLAROF
  4. Терехин Р. А.Структура и динамические особенности психологической готовности военнослужащих к изменениям служебной cитуации в процессе военно-профессиональной социализации // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 2 (47). С. 25‒35. EDN: UVDTQY
  5. Мальцева Т. В., Кравцова Ю. А., Соболев Н. Г. Социальная фрустрация обучающихся ведомственных образовательных организаций системы МВД России // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7, № 4. С. 150‒157. https://doi.org/10.12737/2500- 0543-2022-7-4-150-157, EDN: EMVGHO 
  6. Костина Л. А., Кубекова А. С. Уровень невротизации и фрустрации как показатель социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 230‒235. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.139.2.031, EDN: FSPPNV
  7. Гудзовская А. А., Добрынина Е. И., Мышкина М. С.Социальная идентичность как контекст креативности в ситуации фрустрации // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 2. C. 193‒210. https://doi. org/10.17759/sps.2023140212, EDN: QGKMOY
  8. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Беребин М. А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и её практическое применение. СПб. : НИПНИ им. Бехтерева, 2004. 25 с.
  9. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications of the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7, iss. 2. P. 113–136. https:// doi.org/10.1521/soco.1989.7.2.113
  10. Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. 29 (4). С. 98–106. EDN: JHLATN
  11. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб. ; Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.
  12. McCrae R. R., Costa P. T. Validation of the fi ve-factor model of personality across instruments and observers // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52, iss 1. P. 81‒90. https://doi.org/10.1037/0022- 3514.52.1.81
  13. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности. Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.
  14. Шамионов Р. М. Социализация личности: системнодиахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. https://doi.org/10.54359/ ps.v6i27.725, EDN: QBGZPL
  15. Сорокин А. И. Динамика выраженности категорий идентичности курсантов военного вуза в процессе социализации // Мир образования ‒ образование в мире. 2018. № 2 (70). С. 185‒191. EDN: VJZRDO
  16. Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive. Evaluations of life // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54, iss. 1. P. 403–425. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.54.101601.145056
  17. Grant S., Langan-Fox J., Anglim J. The Big Five traits as predictors of subjective and psychological wellbeing // Psychological Reports. 2009. Vol. 105, iss. 1. P. 205–231. https://doi.org/10.2466/PR0.105.1.205-231
  18. Сорокин А. И. Динамика ответственного отношения к служебной деятельности курсантов в процессе военно-профессиональной социализации // Психология и психотехника. 2019. № 1. С. 79‒88. https://doi. org/10.7256/2454-0722.2019.1.28973 , EDN: YTRIFR
  19. Шадрин А. А. Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов в процессе военно-профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). С. 41‒44. EDN: SZACSV
  20. Бочарова Е. Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 253‒260. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260, EDN: ZFMCHX
  21. Мекебаев Н. С. Взаимосвязь социометрического статуса и параметров социальных отношений военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия: «Психология». 2023. № 3. С. 85–93. https://doi. org/10.24147/2410-6364.2023.3.85-93, EDN: WPZTCI
Поступила в редакцию: 
27.01.2024
Принята к публикации: 
15.03.2024
Опубликована: 
28.06.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)