Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бериша Н. С., Новиков А. Л., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Индивидуально-личностные факторы успешности освоения иностранного языка студентами-лингвистами // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1. С. 4-15. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-4-15

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 134)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.928.235

Индивидуально-личностные факторы успешности освоения иностранного языка студентами-лингвистами

Авторы: 
Бериша Надежда Сергеевна, Российский университет дружбы народов
Новиков Алексей Львович, Российский университет дружбы народов
Новикова Ирина Александровна, Российский университет дружбы народов
Шляхта Дмитрий Александрович, Российский университет дружбы народов
Аннотация: 

Статья посвящена проблеме соотношения эффективности освоения иностранного языка и личностных черт (свойств), которые анализируются на основе пятифакторной (П. Коста и Р. МакРей) и системно-функциональной (А. И. Крупнов) моделей. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: успешность изучения английского языка студентами связана с открытостью и добросовестностью из пятифакторной модели, а также с переменными из инструментально-динамической подсистемы инициативности, рассматриваемой в рамках системно-функциональной модели. В исследовании приняли участие 128 студентов (83% – девушки) 1–2 курсов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Лингвистика», средний возраст 18,57±1,13 лет. Для определения успешности освоения английского языка использовались данные об академической успеваемости и процедура экспертной оценки. Для диагностики индивидуально-личностных факторов использовался «Пятифакторный опросник» в русской адаптации М. В. Бодунова и С. Д. Бирюкова, для диагностики инициативности – бланковый тест, разработанный А. И. Крупновым. С помощью корреляционного анализа выявлены положительные связи большинства оцениваемых параметров успешности освоения языка с открытостью, но вопреки предположениям не выявлено значимых связей с добросовестностью. Установлено, что успешность освоения английского языка теснее связана с переменными инициативности из мотивационно-смысловой, чем инструментально-динамической подсистемы, что противоречит гипотезе, основанной на анализе предшествующих исследований общительности, настойчивости и любознательности, рассматриваемых на основе системно-функциональной модели. При этом выявленные связи свидетельствуют, что проявления инициативности студентов могут неоднозначно оцениваться преподавателями английского языка, что может объясняться несоответствием между системой преподавания и индивидуальными особенностями студентов. 

Список источников: 

1. Коротова И. А., Поляков Д. Д. Концепция многоязычия как стратегия языковой политики и иноязычного образования в Европе // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 54–60. 

2. Chebotareva E. Ju. Foreign language acquisition // The Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology / Ed. by K. D. Keith. Hoboken : Wiley-Blackwell, 2013. P. 560–564. 

3. Карташова В. Н., Щербатых Л. Н. Педагогические условия работы с лингвистически одаренными школьниками в системе дополнительного иноязычного образования // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2017. Т. 14, № 1. C. 99–109. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-99-109.

4. Новиков А. Л., Рыбаков М. А. Изучение родного и иностранного языков в контексте поликультурного образования // Высшая школа : опыт, проблемы, перспективы : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. C. 433–437. 

5. Пузанов А. П. Индуктивный и дедуктивный подходы в обучении иностранному языку // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2016. № 3. С. 89–98. 

6. Гаврилова Е. В. Влияние образовательной среды на формирование индивидуально-психологических особенностей учащихся и школьной мотивации // Сиб. пед. журн. 2013. № 6. С. 256–259. 

7. Azhar M., Nadeem S., Naz F., Perveen F., Sameen A. Impact of parental education and socio-economic status on academic achievements of university students // European Journal of Psychological Research. 2014. Vol. 1, № 1. P. 1–9. 

8. Language Learning and Testing Foundation. Modern Language Aptitude Test (MLAT). URL: http://lltf.net/aptitude-tests/language-aptitude-tests/modern-languageap... (дата обращения: 02.09.2017). 

9. Воейкова М. Д. Усвоение первого и второго языка : сходства и различия // Путь в язык : одноязычие и двуязычие / отв. ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. М., 2011. С. 11–32. 

10. Кабардов М. К. Языковые способности : психология, психофизиология, педагогика. М., 2013. 400 с. 

11. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопр. психологии. 1996. № 1. С. 34–49. 

12. Голубева Э. А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна, 2005. 512 с. 

13. Большунова Н. Я., Дьячков А. В. Индивидуально-психологические особенности перевода как составляю- щие языковых способностей // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2017. Т. 14, № 2. C. 155–166. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-2-155-166.

14. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2006. № 1 (3). С. 63–73. 

15. Крупнов А. И., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Комплексные исследования личности: теория и практика : учеб. пособие. М., 2017. 220 с. 

16. Новикова И. А. Системно-функциональные свойства личности как факторы академической успешности студентов // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире : сб. тр. участников III Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 112–117. 

17. Кокарева Е. Д. Роль общительности личности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. 21 с. 

18. Зарембо Г. В. Качественная характеристика общительности учащихся успешных и менее успешных в освоении иностранного языка // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2011. № 2. C. 81–84. 

19. Кудинова Н. В., Кудинов С. С. Роль индивидуально-типологических особенностей проявления общительности в успешности освоения иностранного языка // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 127–131.

20. Krupnov A. I., Kozhukhova Y. V. Personality Traits and Success in Foreign Language Acquisition // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2012. № 1. C. 107–111. 

21. Krupnov A. I., Kozhukhova Y. V., Vorobyeva A. A. Persistence and Academic Achievement in Foreign Language in Natural Sciences Students // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2017. Т. 14, № 2. C. 143–154. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-2-143-154.

22. Воробьева А. А. Волевые и познавательные черты личности как факторы учебных достижений студентов : дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 246 с. 

23. Клюева Ю. В. Роль ответственности в усвоении иностранного языка у студентов ОЗО : дис. ... канд. психол. наук. Бийск, 2005. 157 с.

24. McCrae R. R., John O. P. An introduction to the FiveFactor Model and its applications // Journal of Personality. 1992. Vol. 60, № 2. P. 175–215. 

25. Ackerman P. L., Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Trait complexes and academic achievement : Old and new ways of examining personality in educational contexts // British Journal of Educational Psychology. 2011. Vol. 81, № 1. P. 27–40. DOI: https://doi.org/10.1348/000709910x522564.

26. Rosander P., Bäckström M., Stenberg G. Personality traits and general intelligence as predictors of academic performance : A structural equation modeling approach // Learning and Individual Differences. 2011. № 21. P. 590–596. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2011.04.004.

27. Poropat A. E. A meta-analysis of the Five-Factor model of personality and academic performance // Psychological Bulletin. 2009. № 135. P. 322–338. DOI: https://doi.org/10.1037/a0014996.

28. Salgado J. F., Táuriz G. The Five-Factor model, forcedchoice personality inventories and performance: A comprehensive meta-analysis of academic and occupational validity studies // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2012. Vol. 23, № 1. P. 3–30. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432x.2012.716198.

29. Vedel A. Big Five group differences between academic majors: a systematic review // Personality and Individual Differences. 2016. № 101. P. 523. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.05.332.

30. Busato V. V., Prins F. J., Elshout J. J., Hamaker C. Intellectual ability, learning style, personality, achievement motivation and academic success of psychology students in higher education // Personality and Individual Differences. 2000. № 29. P. 1057–1068. DOI: https://doi.org/10.1016/s0191-8869(99)00253-6

31. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орёл Е. А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 4–10. 

32. Бирюков С. Д., Васильев О. П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик : анализ структуры изучаемых пере- менных // Тр. Ин-та психологии РАН. М., 1997. Т. 2. C. 23–51. 

33. Крупнов А. И., Новикова И. А., Воробьева А. А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2016. № 2. С. 45–56.

Опубликована: 
28.02.2018