Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


компетенции

Высшее профессиональное образование: компетентностно-ориентированный контекст

Изложены результаты анализа истории становления, современного  состояния  и  перспективы  развития  компетентностно-ориентированного  подхода  в  системе  российского  высшего  образования.  Раскрыта  специфика  дефиниций  «компетентность», «компетенция»  в  контексте  различных  научных  подходов.  Приведены  данные  сравнительного  анализа  компетентностного  и информационноориентированного  подходов,  открывающие возможности разработки новых технологий обучения в системе высшего  образования.  В  широком  социальном  контексте  реализация компетентностно-ориентирован

«Акме», эффективность деятельности и успешность субъекта деятельности

Обсуждается проблема «акме» в контексте содержания и отношений функциональных систем, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности и социальной успешности человека как ее субъекта.

Сценарии взаимосвязи академических достижений и интеллектуально- когнитивного развития студентов

Представлен теоретический анализ проблемы дескрипторов академических достижений обучающихся; рассмотрены на- учные подходы, основанные на интеллекте и компетенциях. Отмечено, что оппозиция компетенций интеллекту уступает место их включению в структуру когнитивных способностей. Применение психодиагностического инструментария (для диагностики интеллекта – «Прогрессивные матрицы Равена» и «Ведущий способ группировки» А. П. Лобанова; когнитивного стиля – «Скорость завершения рисунков» и «Скрытые фигуры» Л.

Компетенции менеджеров: факторы «необходимости и достаточности» в описании и объяснении феномена

Обсуждаются результаты цикла исследований компетенций и особенностей их оценки менеджерами (69 чел.), различающимися по полу, возрасту, стажу, управленческому опыту, должности, работающими в разных компаниях. Гипотезы: 1) в составе оцениваемых как востребованные различаются более и менее актуальные компетенции; 2) компетенции, оцениваемые как востребованные, сопряжены с эволюцией менеджеров как субъектов; 3) в структуре востребованных компетенций менеджеров выделяются группы качеств, различающиеся по их роли в деятельности субъектов.

Человек как субъект в континууме «задатки – компетенции»

Цель исследования: посредством анализа практики использования в психологии ряда научных понятий выявить как характер их взаимосвязи, так и функциональные отношения ими отражаемых феноменов (как фрагментов социальной реальности).