Для цитирования:
Толочек В. А., Машкова А. С. Компетенции менеджеров: факторы «необходимости и достаточности» в описании и объяснении феномена // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 249-262. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-249-262
Компетенции менеджеров: факторы «необходимости и достаточности» в описании и объяснении феномена
Обсуждаются результаты цикла исследований компетенций и особенностей их оценки менеджерами (69 чел.), различающимися по полу, возрасту, стажу, управленческому опыту, должности, работающими в разных компаниях. Гипотезы: 1) в составе оцениваемых как востребованные различаются более и менее актуальные компетенции; 2) компетенции, оцениваемые как востребованные, сопряжены с эволюцией менеджеров как субъектов; 3) в структуре востребованных компетенций менеджеров выделяются группы качеств, различающиеся по их роли в деятельности субъектов. Проводился дифференцированный поуровневый анализ оценок разных групп экспертов (анализ 29 отобранных компетенций, 19 выделенных не менее чем 40% экспертов; 8 выделенных не менее чем 66% экспертов; анализ расширенного списка – 39 компетенций). Эксперты различались по полу, возрасту, стажу управленческой работы, должности, успешности карьеры, управленческому потенциалу, подразделениям в рамках компании и типу деятельности («результат-менеджеры», «процесс-менеджеры»). Выводы: оценки компетенций менеджеров как актуальных (важных, значимых и / или предпочитаемых) различаются в зависимости от индивидуальных особенностей экспертов (пола, возраста, опыта, должности, успешности карьеры, управленческого потенциала); оптимальными для решения как научных, так и прикладных задач можно считать перечни компетенций в интервале 15–20 качеств. При этом базовый список из 29 компетенций можно условно считать «достаточным и избыточным», перечень до 19–20 компетенций – «достаточным и необходимым», список из 8–10 «ядерных» компетенций можно считать «необходимым базовым». Оценки менеджерами компетенций как актуальных различаются в зависимости от профессиональных задач и форм вознаграждения за труд. Унификация типовых форм вознаграждения у «процесс-менеджеров» сопряжена с унификацией их представлений об актуальных компетенциях; дифференцирование форм вознаграждения у «результат-менеджеров» сопряжено с усилением вариативности их представлений об актуальных компетенциях менеджеров.
1. Верещагина Л. А., Горюнова Л. Н., Круглова М. А., Шильков А. М. Профессионально важные качества работников восстановительного поезда // Труды междунар. науч.-практ. конф. «Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014» (Эрго 2014, С.-Петербург, 3–5 июня 2014 г.) / под ред. А. Н. Анохина, П. И. Падерно, С. Ф. Сергеева. Тверь : МОО «Эргономическая ассоциация», 2014. С. 212–216.
2. Позитивная психология менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова. М. : Проспект, 2017. 320 с.
3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : теория и практика / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Речь, 2010. 816 с.
4. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2002. 298 с.
5. Толочек В. А. Психология труда. 3-е изд., доп. СПб. : Питер, 2019. 480 с.
6. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. № 28. P. 1–14.
7. Башкин Е. Б. Эффективность стратегических ассессментсессий в развитии профессиональных компетенций : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 24 с.
8. Мартиросова Н. В. Психологическое обеспечение расстановки кадров в подразделениях охраны общественного порядка органов внутренних дел : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2014. 185 с.
9. Машкова А. С. Формирование модели компетенций для руководителей среднего звена на основе организации опытно-экспериментальной работы // Известия Уральского федерального университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 89, № 2. С. 197–206.
10. Машкова А. С. Особенности предпочтения субъектами совместной деятельности компетенций менеджеров (на примере менеджеров российской коммерческой компании) // Вестн. ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2019. № 4 (50). С. 93–96.
11. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. : Дело, 1991. 320 c.
12. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М. : HIPPO, 2005. 384 с.
13. Толочек В. А. Компетентностный подход и ПВКподход : возможности и ограничения // Вестн. СПбГУ. Психология. 2019. Т. 9, вып. 2. С. 123–137. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.202
14. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М. : HIPPO, 2003. 224 с.
15. Boyatzis R. E. The Competent Manager : A model for effective performance. Chichester : John Wiley & Sons, 1982. 310 p.
16. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. : Академия, 2004. 320 c.
17. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М. : Институт психологии РАН, 2013. 464 с.
18. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 336 с.
19. Капцов А. В. Модель отбора персонала // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. А. Н. Занковский, А. Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН, 2018. С. 64–76.
20. Карпов А. В. Психология менеджмента. М. : Гардарики, 1999. 582 с.
21. Шингаев С. М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. 192 с.
22. Толочек В. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. М. : Юрайт, 2018. 186 с.
23. Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э. Системогенез деятельности профессионала. Ярославль : РИО ЯрГПУ, 2019. 162 с.
24. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2006. 607 с.
25. Barnett R. The Limits of Competence : Knowledge, Higher Education and Society. Buckingham, UK : Open University Press, 1994. 224 p.
26. Barren G. V., Depinet R. L. A reconsideration of testing for competence rather than intelligence // American Psychologist. 1991. Vol. 46, № 10. P. 1012–1024. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.46.10.1012
27. Boreham N. A theory of collective competence : Challenging the neo-liberal individualisation of performance at work // British Journal of Educational Studies. 2004. Vol. 52, iss. 1. P. 5–17. DOI: https://doi.org/10.111/j.1467-8527.2004.00251.x
28. Deist le F. O., Winterton J. What Is Competence? // Human Resource Development International. 2005. Vol. 8, iss. 1. P. 27–47. DOI: https://doi.org/10.1080/1367886042000338227
29. Pearn M. A., Kandola R. S. Designing and achieving competency : a competency-based approach to developing people and organizations // Identifying competencies / eds. R. Boam, P. Sparrow. Maidenhead : McGraw-Hill, 1992. P. 31–49.
30. Ros M., Schwartz S. H., Surkiss S. Basic Individual values, work values, and the meaning of work // Applied Psychology. 1999. Vol. 48, iss. 1. P. 49–71. DOI: https://doi.org/10.1111/j.14640597.1999.tb00048.x
31. Woodruffe C. Competent by any other name // Personnel Management. 1991. № 9. P. 12–24.
32. Bates I. The Competence Movement and the National Vocational Qualifi cation Framework : The widening parameters of research // British Journal of Education and Work. 1995. Vol. 8, iss. 2. P. 5–13. DOI: https://doi.org/10.1080/0269000950080201