Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Балакирева Е. И. Методологические ориентиры трансформации педагогического модуля для непедагогических направлений подготовки Саратовского государственного университета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 3. С. 283-291. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-3-283-291, EDN: UVHDHR

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 56)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.12:378.14
EDN: 
UVHDHR

Методологические ориентиры трансформации педагогического модуля для непедагогических направлений подготовки Саратовского государственного университета

Авторы: 
Балакирева Екатерина Игоревна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени НГ Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность обусловлена обращением государственной образовательной политики к подготовке к педагогической деятельности студентов непедагогических специальностей. Это объясняется необходимостью, с одной стороны, решить проблемы дефицита учительских кадров, с другой, реальной потребностью классических университетов в трансформации целей, содержания и структуры педагогического модуля в современных условиях. Цель: обоснование методологических ориентиров, определяющих трансформацию целей и содержания педагогического модуля для непедагогических направлений подготовки. Методы: теоретический анализ научной литературы, обобщение, рефлексия опыта пилотного преподавания дисциплины «Педагогика» в рамках проекта «Духовно-нравственный код России» в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского. Основные результаты: выявлены ключевые факторы, определяющие необходимость трансформации целей и содержания педагогического модуля: утверждение основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и цифровизация. Конкретизированы содержание понятий компетенции и компетентность для обозначения интегративных конструктов содержания Педагогического модуля и обосновано, что компетентность нужно рассматривать как динамичное личностное образование, системообразующими качествами которого являются ценностно-смысловые ориентации. Рассмотрен феномен личностного знания, как наиболее актуального для современной реальности. Умение и владение как составляющие компетенций находят свое выражение в продуктивных типах активности и потенциальных возможностях. Их развитие необходимо рассматривать через призму реализации принципов системного подхода. Отмечен переход в обучении от методов соревновательного характера к выбору методов и форм сотрудничества в группах. В этой связи, методологическим ориентиром является деятельностный подход и учение И. П. Иванова о коллективной творческой деятельности. Выводы: трансформация педагогического модуля рассматривается через призму формируемых компетенций и определяется следующими методологическими ориентирами: теория познания М. Полани, принципы системного подхода, деятельностный подход, методика коллективной творческой деятельности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при трансформации Педагогического модуля для непедагогических специальностей в классическом/техническом университете. 

Список источников: 
  1. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования в современных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1 (53). С. 77–89. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2025-14-1-77-89, EDN: VTFNKK
  2. Бочарова Ю. Ю. Методологические основания исследования педагогического образования в современных социокультурных условиях: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2023. 353 с. EDN: HVXCVN
  3. Фирсова Т. Г., Горина Е. Н., Бочарова Е. Е. Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1 (53). С. 90–100. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2025-14-1-90-100, EDN: WTFPBY
  4. Пономарев Р. Е. Цифровая трансформация образования как ключевое понятие концепции развития образовательных систем // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2021. № 11 (ноябрь). Article 3001. URL: http://emissia.org/offline/2021/3001.htm (дата обращения: 20.03.2025). EDN: WJAYUF
  5. Балакирева Е. И. Общекультурный компонент содержания высшего профессионального образования (компетентностный подход) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып.1. С. 98–105. EDN: KHMVSL
  6. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 321 с. EDN: OZJEGL
  7. Газиева И. А. Социальная среда как фактор изменения ценностей студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. C. 54–72. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-54-72, EDN: DUADYA
  8. Александрова Е. А., Байбородова Л. В., Бермус А. Г., Булдакова Н. В., Быкова С. С., Габдрахманова Р. Г., Гайкина М. Ю., Гладкая И. В., Городилова С. А., Гущина Г. А., Демьянчук Р. В., Ершова Н. Н., Ефремова Н. Ф., Захарищева М. А., Илалтдинова Е. Ю., Коршунова О. В., Красавина Ю. В., Морозова М. А., Паштов Т. З., Пыхина Н. В. [и др.]. Педагогика : учебное пособие по дисциплине для образовательных организаций высшего образования. Киров : ВятГУ, Радуга-ПРЕСС, 2024. 316 с. EDN: YGYMUO
  9. Комаров Р. В., Иоффе А. И., Зверев О. М. «Перевернутая защита» – инновационный подход к развитию одаренности обучающихся // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 1 (95). С. 53–65. https://doi.org/10.21510/181732922022955365, EDN: IYTZIE
  10. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 2. С. 46–56.
  11. Белолуцкая А. К., Бухаленкова Д. А., Вартанова И. И., Веракса А. Н., Веракса Н. Е., Володарская И. А., Гаврилова М. Н., Глотова Г. А., Гордеева Т. О., Ильясов И. И., Коротаева И. В., Малых С. Б., Погожина И. Н., Рассказова Е. И., Рыжов А. Л., Сиднева А. Н., Смирнов С. Д., Сухих В. Л., Тихомирова Т. Н., Тхостов А. Ш. [и др.]. Педагогическая психология. М. : Издательство Московского университета, 2024. 637 с.
  12. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. New York : Teachers College Press, 2018. 192 p.
  13. Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8–14. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-1-112-8-14, EDN: PXPGEQ
  14. Ананин Д. П., Комаров Р. В., Реморенко И. М. «Когда честно – хорошо, для имитации – плохо»: стратегии использования генеративного искусственного интеллекта в российском вузе // Высшее образование в России. 2025. Т. 34, № 2. С. 31–50. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-31-50, EDN: OBDXTG
  15. Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. М. : Образование и Информатика, 2018. 120 с.
  16. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии / под ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова. М. : Прогресс, 1985. 344 с. EDN: SXRQRX
  17. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
  18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 352 с. EDN: ZJUELZ
  19. Донцов А. И., Донцов Д. А. Родословная советского коллектива. М. : АСТ, 2019. 320 с. EDN: PUTAOF
  20. Иванов И. П. Педагогические труды академика И. П. Иванова : в 2 т. Т. 1. / науч. ред. и сост.: И. Д. Аванесян, К. П. Захаров. СПб. : Изд-во Политехнического ун-та, 2013. 302 с. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/s16-265
  21. Иванов И. П. Педагогические труды академика И. П. Иванова : в 2 т. Т. 2. / науч. ред. и сост.: И. Д. Аванесян, К. П. Захаров. СПб. : Изд-во Политехнического ун-та, 2013. 308 с.
  22. Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / авт.-сост. И. Д. Аванесян; под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 364 с. EDN: QXSVOH
Поступила в редакцию: 
02.04.2025
Принята к публикации: 
17.06.2025
Опубликована: 
30.09.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 33)